Обычно,когда возникает это название,в рамяти встает опера Моцарта,которая,в последнее время,ставится все чаще и чаще.Но мало кто помнит,что в основе либретто Катерино Маццола лежит оригинальное либретто Пьетро Метастазьо,написанное в1734 ,и на которое свои опусы написали Д.Скарлатти,Й.Хассе,Й.К.Бах,Н.Йомелли.Не избежал искушения воплотить в музыке историю борьбы между чувством и долгом,властью и любовью и молодой Глюк.Написанная по всем канонам барокко(скорее,уже рококо),'La clemenza di Tito' увидела свет в музыкальной Мекке,в Неаполе,на сцене San Carlo.Во главе состава исполнителей стоял легендарный кастрат-сопрано Gaetano Majorano,более известный как Caffarelli в партии Сесто.В роли Тито- тенор Gaetano Ottani,Вителлия- сопрано Caterina Visconti;Анньо- кастрат Emanuele Cornaggia,Сервилия- сопрано Maria Masi Giura,Публио- сопрано травести Teresa Venturelli (La Carbonaria).
'La clemenza' ,как и другие оперы раннего Глюка,еще не реформатора,была надолго забыта.Исключение составляют ария Вителлии 'Tremo fra'dubbi miei,'которую можно найти на диске Бартоли 'Glück:Italian Arias',2001, а так же знаменитая ария Сесто из 3 акта 'Se mai senti spirarti sul volto',которую кто только не записывал: та же Бартоли на том же диске;греческий контртенор Aris Christofellis ('Superbo di me stesso',1994);Magdalena Kožena('Le belle immagini',2001);Sophie Bevan (live сборник 'A Glück retrospective',2010),Joyce Di Donato('Diva/Divo',2011).У кого лучше получилось- дело вкуса.Я отношусь к тем аутентистам,которые придерживаются того,что партия Сесто- сопрановая.Хотя ,по барочным меркам,и Кожена,и Ди Донато,а тем паче,Бартоли,меццо не являются(а Бартоли- и по современным тоже).
Полная запись' итальянской ' оперы Глюка бала выполнена в 2014 для SONY/Deutsche Harmonia Mundi оркестром L' arte del mondo п/у Werner Ehrhardt с прекрасным составом исполнителей и где была соблюдена некая справедливость- партию Сесто исполняет 'темное сопрано' Raffaella Milanesi.
В заглавной партии - прекрасный баритенор Rainer Trost,Вителлия- Laura Aikin,Сервилия- Arantza Ezenarro,Анньо- Valer Sabadus,Публио- Flavio Ferri-Benedetti(здесь не удадось избежать моды на контртеноров!).Последовавший вскоре тур с концертными исполнениями прошел достаточно успешно.
По музыке 'La clemenza di Tito' мало чем отличается от блестящих опер неаполитанской школы,а где-то,может,и перенасыщена внешними украшениями,так что ,с первого раза не скажешь,что это Глюк! Ну,разве что ,уж очень трогательно звучат арии типа ',Se mai senti'!
Следующим моим изысканием стала 'La clemenza di Tito' Кальдары.Но это другая история.