В 1730х,после возвращения Генделя с континента обратно в Лондон,дела его пошли не очень хорошо.Пока он поправлял здоровье на материке,его,попросту говоря,кинули артисты его же труппы,в том числе и любимцы в лице Куццони и Сенезино,переметнувшись к объявившемуся конкуренту Порпоре в возглавляемую им Дворянскую Оперу.Гендель переключился на сочинение 'серьезной' музыке в виде ораторий,но в 1738 ему ,каким-то образом,удалось заполучить к себе моего любимого персонажа Гаэтано Майорано,более известного как Каффарелли.Странно:хотя оба обладали склочными характерами,но поладили! Скорее всего,сошлись в цене,плюс Гендель проявил смекалку,убрав из опер ,в которых Каффарелли предстояло петь,соперников- басы и теноры тогда веса не имели,а вместо secondо uomo пели певицы-травести.Дебютиравал Кафарелли в 'Faramondo',затем через два месяца был 'Serse'.Не сказать,чтобы это сильно поправило дела Генделя,но факт остается фактом.'Serse' ныне входит в барочный топ,а вот с первой оперой знакомы немногие.О ней и поговорю.
Либретто написано Apostolo Zeno для Carlo Franceso Pollarolo - его опера увидела свет рампы 27 декабря 1698 в Венеции.Затем его использовал Порпора(1719,Неаполь) и Francesco Gasparini (1719,Рим).
Сюжет повествует о легендарном короле франков Фарамондо(V век Р.Х.).Как всегда,здесь три любовных линии:между сестрой Фарамондо,Клотильде,и сыном его политического противника,короля кимвров Густаво- Альфредо;между,собственно,Фарамондо и дочерью Густаво,Розимондой;и неразделенное чувство к последней еще одного монарха,короля швабов Джернандо.Так же существует политический заговор против Густаво со стороны его генерала Теобальдо,который,как окажется в финале,подменил сына последнему,а принца воспитал сам под именем Кильдерико.Это спасет жизнь Фарамондо,ибо считалось,что он убил сына Густаво.Ну,в целом,'Трубадур' Верди отдыхает.
Премьера оперы Генделя состоялась 3 января 1738 на сцене King's Theatre.Первыми исполнителями были кастрат-сопрано Caffarelli (Фарамондо),сопрано Elisabeth Duparc(Клотильде),бас Antonio Montagnanа(Густаво), контральто La Lucchesina(Розмонда),сопрано- травести La Droghierina (Адольфо),контральто-травести Antonia Merighi(Джернандо).Любопытно,что в небольшой партии Кильдерико Гендель впервые в opera seria пользуется услугами именно фальцетиста- William Savage-скорее всего,из финансовых соображений,плюс то,что наличие второго кастрата в спектакле могло раздражать Каффарелли.
Опера прошла несколько представлений без особого успеха.Впрочем,'Serse',который был поставлен в апреле того же года,был принят так же прохладно.Современная история постановок 'Faramondo' небогата.В 1976 - фестиваль в Халле,1985- Беркли,Калифорния;2014- фестиваль в Геттингене(п/у Laurence Cummings ,реж.Paul Curran;записан live и на видео),2015- Бризбен.
Из студийных записей я нашла две.Первая ,1996 года,выполнена для VOX Classics п/ у Rudolph Palmer с прекрасным составом(позднее переиздана Brilliant)
Вторая сделана для Virgin в 2007 п/у Diego Fasolis & Barocchisti.
Как видно,здесь сплошь контртеноры,что как-то нарушает весь генделевский замысел.Каффарелли от этого не был бы в восторге!
Что касается музыки,то здесь тоже как-то подумаешь о неком альтруизме со стороны Каффарелли(чем он отличался в старости, будучи большим благотворителем): все герои имеют весьма выигрышные арии,а главный герой такой скромный- ну разве что 'Se ben' из 1 акта.Особо известным номером можно назвать дуэт Альфредо и Клотильды 'Caro/Cara' из 3 акта,который записали Ciofi & Di Donato в альбоме 'Amor & gelosia'.Так что,в порядке ознакомления,слушать можно.Но лучше начинать с записи 1996 года.