В прошлый раз я выразила идею переслушать еще одну оперу на этот сюжет- 'Il Bajazet' Вивальди.Но судьба послала мне подарок в виде,наверное,самой первой музыкальной драмы на заданную тему.Это 'Il Bajazet' Франческо Гаспарини.Она была написана в 1719 и поставлена тогда же в Teatro Pubblico ,Реджо Эмилья.В основе ее- все то же либретто Агостино Пьовене по трагедии Жака Прадона.Любопытно,что в партии Баязета выступил баритенор Франческо Борозини,который через пять лет споет его и у Генделя.Слышанная мною запись сделана на фестивале в Браге в2014 п/у Carlo Ipata с превосходным составом исполнителей,имена которых фанатам-барочникам хорошо известны,и выпущена для широкой аудитории фирмой GLOSSA в 2015.
А это фото со спектакля:
Нужно сказать,что у Гаспарини действие более растянуто как по времени,так и по сюжетным линиям.Здесь участвуют персонажи,которые у Генделя лишь обозначены- Дзайда,наперсница Астерии и Клеарко,наперсник Андронико,например,тоже состоят в любовной связи и поют достаточно много.Леоне ,слуга Ирене,здесь- кастрат альт,и тоже поет прилично.Астерия в опере Гаспарини ведет свою тайную игру по поводу устранения Тамерлана.Сцена смерти Баязета вынесена на публику .Номера многочисленны и совсем не схожи с номерами у Генделя.Ну разве что ,ария Астерии 'Svena uccidi/Cor di padre' ,которая,кстати,вошла и в новый альбом Roberta Invernizzi 'The Gasparini Album',вышедший неделю назад и уже доступный на Deezer.
Ну и ,конечно,о 'Il Bajazet' Вивальди.Это запись п/у Fabio Biondi ,вышедшая на VIRGIN в 2005 .Нужно заметить,что это- пастиччо,и почти половина номеров заимствована из других опер- как самого Вивальди,так и его современников:Хассе,Лео,Броски.Впрочем,Бьонди таким образом реставрировал ,позднее,и 'L'oracolo in Messina'.Первое представление этого 'Баязета' прошло в 1735 году в Teatro Filarmonico в Вероне во время карнавала.Главная задача- развлечь публику- исполнена на 100%! Красивые арии и минимум трагедии:смерть Баязета происходит за сценой(прием,использованный и в 'Катоне').Премьерный каст выглядел так:Баязет- бас Marc'Antonio Mareschi(любит Вивальди басов- в 'Motezuma' ацтекский вождь тоже бас,да и Орландо-фуриозо в одной из редакций - тоже);Тамерлано- контральто-травести Maria Maddalena Pieri(ну не знаю,отчего в наше время в эти партии суют контртеноров,как и в роли Полинессо и Дардано,например;);Астерия - контральто Anna Giro,пассия Вивальди; Ирене- контральто Margherita Giacomazzi;Андронико- кастрат сопрано Pietro Morigi;Идаспе- кастрат сопрано Giovanni Manzuoli.Состав в записи выглядит весьма внушительно.Конечно,это ,прежде всего Ildebrando d'Arcangelo в титульной партии; в роли Тамерлано - David Daniels,и чем обусловлен сей выбор- не ясно;звучит он неплохо,но 'женская сущность' в виде грудных нот как-то не звучит; Андронико- Elina Garanča,и остается только сожалеть о том,что она не продолжила карьеру на барочном поприще;Астерия- Marijana Mijanovic;Ирене- Vivica Genaux;Идаспе- Patrizia Ciofi.Эта опера Вивальди довольно часто исполняется в концертном варианте.Из сценческих воплощений вспоминается постановка венецианского La Fenice 2007 ,где Тамерлано таки пела Daniela Barcellona! К слову,здесь звучит знаменитая ария 'Sposa son disprezzata',которая вложена в уста Ирене,которая была заимствована из 'Merope' Джакомелли(ария Эпитиде 'Sposa non mi conosci'- в этом виде она звучит и в 'L'oracolo in Messina',правда,по адресу,от лица Эпитиде).Оба варианта известны по записям Бартоли('Sacrificium'),а так же ария Джакомелли звучит на диске Макса Ценчича 'Arie napoletene'.А ария Баязета 'Dov'e la figlia' не что иное,как ария Монтезумы.
Конечно,по драматургии тягаться с Георгием Федоровичем может Гаспарини.Более того,Гендель оставил- таки шараду в виде мужского дуэта.И у Гаспарини,и у Вивальди(а у Вивальди- и в 'Il Farnace') в конце все хором поют 'Coronata di gigli e rose' - и это логическое завершение.А Гендель отдает этот текст двум мужским персонажам,при этом невесты где-то в стороне,а одна из них- Астерия- вообще отсутствует.Финал же ,повторюсь,весьма депрессивный .Так что ,Георгий Федорович шалунишка еще тот.Вот и убирают этот дуэт долой,дабы не заморачиваться