В прошлый раз ,говоря о новой работе Filippo Mineccia 'L'amor castrato', я упомянула о певце,которому ,собственно,альбом с таким дерзким названием,собственно,посвящен.А потом пришла мысль,что о нем стоит рассказать,ибо его жизнь,любовь и трагическая гибель достойна киноэкранизации.Это все- о певце-кастрате Джованни Франческо Гросси,именуемом Сифаче.
Он родился 12 декабря 1653 года в Кьезина Удзанезе,близ Пески.О годах ученичества мало что известно,известно место- Рим,где судьба его сводит с композитором Бернардо Паскини,в операх которого он после пел неоднократно.С декабря 1669 по 1673 Гросси состоит на службе у Джованни Баттиста Боргезе,с мая 1673 становится певчим в храме San Giacomo degli Spagnoli,с апреля 1677- певчий в Папской часовне .Однако ,он выбирает свободное творчество.Театральный дебют Гросси состоялся еще в 1672 году в Palazzo Chigi di Ariccia,в опере Б.Паскини 'Tirinto'.В 1673 он поет в Teatro Tordinono в Риме в 'L'Alcasta' Паскини и 'Eliogabalo' Д.А.Беретти.
В 1678 году Гросси,под именем Сифаче,дебютирует в Венеции ,в знаменитом Teatro San Giovanni Gisostomo в опере К.Паллавичино 'Vespasiano',а в 1680 - в 'Il ratto delle Sabine' П.С.Агостини.В 1781 году Сифаче вновь в Риме,в Teatro della Pace, поет в новой опере Паскини 'Lisimaco'.
С 1681 Гросси служит под покровительством Моденского герцога Франческо II,а затем и его приемника,Ринальдо д'Эсте,что не мешает ему регулярно выступать в Модене,Парме,Венеции и Болонье- городе,ставшим для него роковым.
В 1683 Сифаче приглашен петь в музыкальную столицу- Неаполь,где с его участие проходят две премьеры опер А.Скарлатти- 'Psiche overo Amore innamorato' в Рождество 1683 и 'Il Pompeo' в карнавал 1684.
В 1687 году Сифаче отправляется в Лондон по приглашению королевы Марии Беатриче д'Эсте,сестры его патрона и супруги Британского монарха Джеймса II Стюарта.Здесь он весьма пользуется успехом.Генри Перселл даже написал прощальную оду на его отъезд- 'Sefauchi's farewell',которая,кстати,представлена на диске 'L'amor castrato'.
Так получилось,что Сифаче больше известен историей своей смерти,чем жизни.В Болонье он имел любовную связь с Марией Маддаленой Марсили Дульоли,вдовой графа Гаспаре Форни.Родственники вдовы были не в восторге от такой ,по их мнению ,неприличной связи.Сейчас просто невозможно поверить,что взрослая женщина,даже уже вдова,была не в праве распоряжаться своей жизнью! Но это так.Не знаю,чем ее братья и отец руководствовались,но Марию спрятали в монастыре,а Гросси,пока вежливо намекнули,что ее нужно оставить.Более того,обратились к потрону Гросси,герцогу д'Эсте,дабы тот увещевал своего протеже.Но герцог влезать в чужую жизнь не стал.Как известно,любовь ,если это ,конечно- любовь,а не играй гормон, рушит всякие стены,монастырские в том числе.В 1697 году Сифаре вновь в Болонье,где поет в Teatro Malvezzi в 'Perseo' Паскини.Как видно,связь с Марией возобновилась,и родичи решили действовать радикально.29 мая 1697 года карета певца была остановлена и обстреляна из аркебузы группой неизвестных лиц,причем добивали ,как бы мы ныне сказали,контрольным в голову- пока не раздробили череп...
Певец был похоронен в Ферраре ,в церкви San Paolo,со всеми придворными почестями.Сегодня можно увидеть эту вот надгробную табличку:
Нужно отдать должное гецогу Ринальдо д'Эсте- он таки инициировал процесс по делу причастности семейки Марсини к гибели Сифаче.Фигуранты были осуждены,но отделались легким испугом- отправились в пожищненную ссылку в одно из своих дальних имений.
Стоит сказать,что Сифаче хотел выразить благодарность своим родным местам,соорудив Высокий алтарь в Дуомо в Пески.Волю его выполнили- алтарь создал скульптор Джузеппе Вакка ди Каррара.
И вот через 320 лет после смерти Сифаче Pilippo Mineccia посвящает памяти певца целый альбом 'Siface:L'amor castrato', где звучат арии из опер и духовные произведения из репертуара Гросси,в частности,магнетическая ария Олоферна из 'La Giuditta' А.Скарлатти 'Dormi ,o fulmine', которая диск завершает,от которой я реально долго не могла отойти,услышав ее в записи одного из концертов Филиппо.