Музыкальные параллели.Nicola Porpora.'Germanico in Germania'.

Jan 26, 2018 19:46


Конец рабочей недели,уютный зимний вечер...О чем бы приятном поразмышлять? Вот и повод.Наверное,все уже послушали прекрасный релиз от DECCA? Просто блестящая работа всех- всех.Стоит рассказать ,как все начиналось,а значит- начну с истории.
  Премьера оперы Николы Порпоры 'Germanico in Germania' на либретто Николы Колуцци состоялась 1 ноября 1732 года на сцене Teatro Capranica в Риме.Как известно,в Папских областях действовал запрет на участие женщин в театральных постановках,посему состав был исключительно мужской.Заглавную партию исполнял Domenico Annibali;в партии его антогониста,германского вождя Арминио выступал Gaetano Majorano,более известный как Caffarelli или Caffariello- под этим именем Жорж Санд нелицеприятно,но с любовью выводит его в своем романе 'Консуэло'.В роли тестя Арминио,Седжесте, был занят тенор Felice Ceccacci.Партию римского полководца и соратника Германика,Чечины,исполнял Agostino Fontane.В женских партиях выступили Angelo Maria Monticelli( Розмонде) и Felice Salinbenbeni(Эрсинда).Серия спектаклей прошла довольно успешно,но после этого опера была благополучно забыта до... 2015 года.Впрочем,ее разобрали на цитаты многие известные исполнители барокко.Так ария Арминио 'Parto,ti lascio,o cara' прозвучала в альбоме Cecilia Bartoli 'Sacrificium'(2009);  как всегда вангующая Simone Kermes в альбоме 'Dramma'(2012) записала две арии- 'Empi se mai disciologo'(Арминио) и 'Se dopo ria procella'(Чечина); следующей была ария Германика 'Qual turbine che scende' в альбоме Max Cenčić 'Arie napoletane' (2015);ее же записал и Flavio Ferri-Benedetti в альбоме 2016 г.'Arias for Domenico Annibali'. Так что ,нельзя сказать,что материал такой уж неизвестный.
  Сюжет,отчасти,знаком по опере Генделя 'Arminio',правда,имена изменены.Тесть германского вождя Арминио,Седжесте,входит в тесный контакт с римскими завоевателями в лице полководцев Германика и Чечины.Сам Арминио готов до конца защищать свою страну.В этом ему вторит верная супруга,Розмонда.Одноко,дело осложняется еще и тем,что сестра Арминио,Эрсинда,влюблена в Чечину,и чувство сие взаимно.В результате интриг любимого тестя,германский вождь оказывается в темнице,супруга готова следовать следом,но Германик проявляет благородство,прощает Арминио и иже с ним,и все радуются.
  Такая вот типичная opera seria в новейшей истории была поставлена в 2015 году на традиционном барочном фестивале в Иннсбруке.Аудиозапись этого спектакля я слушала гораздо раньше полной студийки,вышедшей ныне.Правда,в варианте 2015 г. опере было сделано заметное 'обрезание'.Так ,партия Чечины была урезана вполовину,отчего не прозвучала ни самая эффектная ария в опере 'Se dopo ria procella', ни 'Serbami la tua fede'.Плюс убрали следующую за ней арию Эрсинды 'Sorge dall'onde fuora',  заменив две арии на дуэт 'Dimmi ,che 'm'ami,o cara' ,который позаимствовали из другой оперы Порпоры-'Carlo il Cavo'.Возможно,сие было связаны с исполнителями,ибо здесь Чечину пел Hagen Matzeit- певец,который еще несколько лет назад пел Хагена в 'Der Ring' .Впрочем,его переход из баритона в контртеноры весьма удачен- такой полноценный альт,но не для Чечины с его заоблачно высокими нотами.В партии Германика выступала известная ирландская контральто Patricia Bardon;партию Арминио пел тоже неоднозначный австралиец David Hansen;Седжесте- добротный тенор Carlo Allemano;Розмонда- Klara Ek;Эрсинда- Emilie Renard.Сопровождал действо прекрасный коллектив Accademia Montes Regalis п/у Alessandro de Marchi.





Следующим шагом в истории исполнения 'Германика' стало концертное исполнение оного на традиционном фестивале Opera Rara в Кракове 27 января 2017 года ,инициированное агенством Parnassus. Трансляционная запись этого концерта гуляет по Интернету.Правда,здесь были подсокращены речитативы,но не в ущерб.Каст,в основе своей,сходен с кастом студийной записи:Германико- Max Cenčić;Арминио- Mary-Ellen Nesi;Розмонда-Диляра Идрисова;Эрсинда- Юлия Лежнева.Чечину здесь пела местная певица Marzena Cubaszka,Седжесте- György Hanczar.
И вот,наконец-то, 12 января 2018 вышла студийная запись .Это полный вариант,пускай и достаточно длинный.Редко когда в записи нравится все и всё,но это тот случай!


Во-первых,это Capella Cracoviensis п/у Jan Tomasz Adamus.Прекрасная оркестровка,отличные темпы.Среди певческого состава для меря на первом месте Hasnaa Bennani(Чечина).Раньше я слышала ее во французском репертуаре(Рамо,Шарпантье),где несколько иная подача звука.Но здесь она меня просто сразила! 'Se dopo ria procella' спета с таким блеском,что все остальное нужно слушать после перерыва.Интересно,как великий и ужасный Каффарелли мог терпеть такое из уст другог исполнителя?!Очень понравилась Диляра.Остальные все на своем хорошем уровне.Достойная работа!

mary-ellen nesi, hagen matzeit, david hansen, patricia bardon, max emanuel cenčić, carlo allemano, salinbeni, porpora, музыкальные параллели, klara ek, domenico annibali, alessandro de marchi, hasnaa bennani, juan sancho, caffarelli, germanico in germania, barocco, юлия лежнева

Previous post Next post
Up