В прошлый раз,говоря о его 'Artaserse' и касаясь жизни композитора,я упомянула его последнюю и,по некоторым данным,роковую,оперу 'Sesostri',которую слушала еще год назад.И ,под впечатлением от персидских страстей, захотелось переслушать страсти египетские.Запись была сделана в 2010 все той же барселонской Reial Companyia Òpera de Cambra(RCOC) под управлением ее лидера и идейного вдохновителя Juan Bautista Otero совместно с SONY.
Нужно сказать,что кроме названых,к 300 летию со дня рождения Террадейаса,была записана еще и 'Merope',и работы эти прлучили 'Золотого Орфея' в звукозаписи,а так же концертно исполнены в нескольких странах.
Теперь,собственно,о сюжете .Он запутан и неправдоподобен до нельзя(чего стоит факт ,что отец узнает в другом человеке своего сына!Хотя,в жизни бывает всякое).В основе либретто Апостоло Дзено лежит история фараона Сенусети II,правившего в районе 1878 до Р .Х.В сознании европейца эпохи барокко он превратился в полусказочного Сезостри.Завязка сюжета напоминает 'Semiramide'.Узурпатор Амази захватывает трон,отстранив от власти вдову бывшего фараона, Нитокри.При этом ,Нитокри удается отправить своего малолетнего сына,Сезостри,подальше от места интриг.Но мальчик вырос и решил добиться справедливости.Он убивает сына Амази,Озириде,и под его именем появляется в Египте.С ним вместе прибывает его лепший друг Оргонте.На родине псевдопапаша признает Сезостри за Озириде(парадокс! но тому только того и нужно).Здесь же Сезостри влюбляется в Артемиче,дочь сторонника Нитокри,Фанете.Но девушка обручена с Сезостри с детства,и ,еще не подозревая,что это он и есть,отказывает псевдоОзириде.Ситуация усложняется тем,что на Артемиче положил глаз сам правитель,Амази.Кроме того,царица Нитокри,желая отомстить Амази и веря(тоже парадокс!) тому что,прибывший юноша на самом деле сын последнего,решает его убить.В конечном итоге,Сезостри открывает,кто он на самом деле,Амази низложен,Нитокри радуется обретению сына,а Артемиче- жениха,Египет же обретает справедливого царя.
Вот такое действо предстало перед публикой в 1751 на сцене Teatro delle Dame в Риме.Опера имела успех,благодаря,конечно же,прекрасной музыке Террадейаса,ориентированной уже к рококо как к высшей форме барокко.Однако,как я уже говорила,вскоре тело композитора выловили в Тибре.Слухи приписывали как самоубийство- но отчего же?- так и разборки с Никколо Йомелли,которому публика предпочла Террадейаса.Такая вот грустная история.
Теперь об исполнении.Ну раз премьера прошла в Риме,следовательно,все партии ,в том числе и женские,должны петь мужчины.Но Отеро рисковать не стал,ибо заглавная партия,к примеру,довольно таки высокая.Здесь Сезостри поет Sunhae Im- певица,не нуждающаяся в представлении и одна из любимиц Жакобса.Вторая его любимица,Александрина Пендатчанска,известная так же как Alex Penda, прекрасно создает трагический образ царицы Нитокри.Обладая уникальным сопрано темного тембра,она поет репертуар от Лючии до Эболи и Кундри,но барокко и Моцарт,явно,ее предпочтения.Вот думается мне,если бы кто сделал
оригинальную версию,кого бы из фальцетистов рискнули заставить петь Нитокри?Это не про любовь и розы,это ярость,не знающая границ,это почти Медея!Партию Артемиче,типичной такой героини-любовницы,исполняет Ditte Andersen,в роли Оргонте еще одна 'темная сопрано' Raffaella Milanesi.
Теперь скажу о тенорах.В барочных операх им отведена весьма скромная роль(пожалуй,только генделевский Баязет исключение),но здесь тенор имеет достойное место,мало того,их два.В партии узурпатора Амази - Kenneth Tarver,а в партии Фанете,положительной ,кстати,- Tom Randle,которого я считаю лучшим Баязетом.
Так вот, кратенько, о достойном,но,к сожалению,забытом ,шедевре.Для желающих послушать эта запись есть много где- встречалась и на Яндекс-Музыке,и на Погружении.Везде,кстати,хорошие отзывы!Ну и в конце,фотография человека,который возродил к жизни музыку Террадейаса- это Хуан Баутиста Отеро.