Такого вот очередного 'Artaserse' случилось мне послушать.И понеслось.Все сошлось.Во-первых,барокко.Во- вторых,сюжет,знакомый до боли.В-третьих,моя нескрываемая любовь к Каталонии,к ее культуре,людям,сумевшим под вековым прессом 'старшего брата' эту культуру,язык и свою идентичность сохранить,что было непросто.Ирландцы,к примеру, весьма ассимилировались с британцами.Ну,да ладно,вернемся к теме.
Запись выполнена в 2008 году Reial Companyia Opera de Cambra(RCOC) совместно с Sony п/у её руководителя Juan Bautista Otero.До этой работы я слушала последнюю оперу композитора 'Sesostri,re d'Egitto',так же записанную данным коллективом и о которой я расскажу позже,ибо она так же заслуживает внимания.Но,для начала,- о самам композиторе.
Доменек (или как его назавали на испанский манер,Доминго) Террадельяс,хотя,вернее,было бы Террадейас,ибо ll в каталанском и испанском произносится близко к французскому -ill,родился в Барселоне 13 февраля 1713 года.Начал обучение на родине у Françesc Valls,но с мая 1732 продожил его в Неаполе,где был однокашником с Ф.Дуранте.Так что его относят по праву к неаполитанской оперной школе.Дебютировал Террадельяс в 1736 с оперой 'Giuseppe riconosciuto'.Всего им написано около 34 опер,хотя сохранились не все.Все они пользовались успехом,ибо композитор работал при всех значимых европейских дворах,в том числе и в Лондоне,когда слава Генделя склонялась к закату.А Руссо в своих воспоминаниях называет каталонца одним из самых значительных композиторов своей эпохи.Впрочем,потом на земля Каталонии дала миру еще и Карнисера,и Педреля,и Гранадоса.
Загадочной была смерть Террадельяса,что роднит его с Винчи.В 1751 году в Риме устроили некое соревнование между ним и Никколо Йомелли.Публика предпочла оперу Террадельяса 'Sesostri'. Вскоре тело композитора выловили в Тибре.Такая вот история a-là Моцарт и Сальери.
А теперь,собственно,к разбору полетов.Я ранее проводила сравнения между операми Винчи и Хассе на примере видеозаписей .Нынче к ним прибавится Террадельяс ,но сравнивать буду на примере аудиозаписей.
Премьера 'Artaserse' прошла в 1744 на сцене театра San Giovanni Grisostomo в Венеции.Это на 14 лет позже опер Винчи и Хассе,которые были поставлены в 1730.Композитор использовал все то же либретто Метастазио,которое писалось для Винчи и там использовано по максимуму.По сравнению с Хассе,Террадельяс задействовал значительную часть текста Метастазио.Что касается раскладки по голосам,если таковая может относится к барокко,ибо там как в мюзикле,важен диапазон,то она подобна ,той,что есть в этой уже известной опере,хотя запись Отеро сделана раньше опер и Винчи,и Хассе:
Разница только в том,что премьера оперы Террадельяса прошла в Венеции,где присутствие женского пола на сцене не возбранялось.В заглавной партии в записи занята известная Anna Maria Panzaarella;впрочем и сама партия принца и без пяти минут царя Артасерсе здесь более значительна,чем даже у Винчи,и вполне может претендовать на первенство.Хотя,по-существу,главным героем и здесь,и у Винчи,и у Хассе,является невинноосужденный Арбаче,мятущийся между долгом,честью и любовью.В записи Отеро его поет сопрано Celine Ricci.В партии сестры Артасерсе и дамы сердца Арбаче,Мандане- меццо Marina Comparato.Зелинда,сестра Арбаче и невеста принца- кореянка Sunhae Im,которая не нуждается в представлениях.Артабане,преступный отец Арбаче,- тенор Agustin Prunell-Friend и сама партия намного интереснее ,чем у Винчи.Партия интригана Мегабизе здесь написана для кастрата-сопрано и поет ее Mariví Blasco.
Разбирая музыкальный материал,прежде всего остановлюсь на ариях Арбаче по праву первенства.Первая ария 'Fra cento affanni e cento' присутствует во всех слышанных мною записях.Нужно заметить,что музыка Террадельяся,при всех атрибутах неаполитанской школы,трудно спутать,ибо она весьма оригинальна.Он,наверное,один из первых, начал использовать в операх развернутые ансамбли и весьма интересную оркестровку.Это можно услышать на примере арии Арбаче из 2 акта 'Per quel paterno amplesso',где доминирующее зловещее звучание ударных делает ее ,скорее,более присущей романтической эпохе.Нужно сказать,что в опере Винчи эта ария тоже есть,но она более спокойная.У Террадельяса в конце первого акта вместо 'Vo solcando un mar crudele' звучит не менее захватывающая 'Quando freme altera l'onda' - ну,одинаково о житейском море! Интересно,но у Винчи текст несколько изменен и ария отнесена уже ко 2му акту.
Как я уже отмечала,Артабане у Террадельяса тоже- тенор,и,следовательно,не мог расчитывать на равное положение с кастратами,как,к примеру ,у Хассе(аудио с фестиваля в Мартина Франка,где блестяшая работа Sonia Prina!)'
Но,повторюсь,по сравнению с Артабане у Винчи,здесь тенор в большем почете!А вот прекрасный дуэт примирения между Арбаче и Мандане 'Tu vuoi ch'io vivo,o cara' присутствует во всех трех операх и во всех он прекрасен!
К,сожалению,запись оперы Террадельяса не так доступна,как две остальные,хотя,может, на каких- либо трекерах и есть.На YouTube можно найти пару номеров,там больше 'Sesostri'.Или купить диск.Любителям барокко просто необходимо это услышать!