'La clemenza di Tito',Зальцбург-2017

Aug 12, 2017 11:25


 Конечно,это- 'режопера',но смотреть  стоит.Это не банальное переодевание в современные шмотки.Здесь имеет место переосмыслевание ,как и в случае с черняковской 'Кармен',драматургия становится на порядок выше либретто- получается вполне самостоятельное произведение.Поэтому постановщикам-Peter Sellars и Теодор Курензис- стало тесно в пределах данной музыки:добавлены номера из Мессы Моцарта,причем,сделано сие так грамотно,что если бы не переход на латынь,понять невозможно,что номера вставные.

Теперь,собственно,о сюжете.Он имеет связь с современными реалиями- терроризм,беженцы.Но на фоне этого прослеживаются судьбы отдельных личностей,попавших в систему.Впервые на сцене-живые люди,с неоднозначными поступками и мыслями.Некий условный правитель Тито (прекрасный бари-тенор Russell Thomas,который так и просится на россиниевских Отелло или Антеноре)вместе со своей семьей в лице Вителлии(Golda Schultz из ЮАР) и Анньо (Jeanine de Bique ,прекрасная сопрано из Тринидада,ставшая для меня открытием) посещают лагерь переселенцев,из числа коих приближают к себе брата и сестру-Сесто(Marianne Crebassa) и Сервилию (Christine Gansch).Интересна первая встреча Вителлии и Сесто- здесь все на уровне импульсов;вообще,в манере Селласа переходить от просто действий и слов к пантомиме.Здесь нет ничего лишнего,напротив,в малейших деталях - сущность.



Первый раз Вителлия заставляет плакать.Это не просто сварливая бабенка,охочая до власти.Это личность,которую недооценили.Ее 'Non piu di fiori'- это исповедь о том,что в жизни все не так как ожидалось,но-впервые!- слышиться надежда на то,что новое чувство принесет в нее смысл.Второй раз вижу,как певица реально плачет- первый раз это была Яхо в мадридском 'Отелло' прошлой осенью.Вителлия понимает,что действительно любит Сесто и в этом ее оправдание и утешение.



И,наконец,спектакль стоит смотреть ради Кребасса.Боже мой,какой образ!Не лощеный герой.Перед зрителем просто мальчик,из тех ,которых легко подбивают ныне на всякие пакости  разного рода политиканы.Не за 10 штук баксов(ха-ха),а за идею!Вот и здесь- Сесто пылок,увлечен,но,как нормальный человек,он боится,сомневается,он испытывает чувство вины перед своим другом-благодетелем.Но этот идейный стержень заставляеи его пойти на покушение на жизнь Тита.В конце первого акта Сесто ранит правителя,и весь второй акт тот проводит на больничной койке.Тит предпочитает смерть ,ибо,по задумке постановщиков,милосердие приходит через жертву.
Кстати,на поклоны все участники выходили вместе.Это так символично.








Теперь на очереди 'La clemenza' из Глэйндбурна.Закончу с 'Майстерзингерами' и посмотрю.Там тоже все не так однозначно.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

marianne crebassa, mozart, jeanine de bique, la clemenza di tito, теодор курентзис, peter sellars, golda schultz, russell thomas, salzburg

Previous post Next post
Up