Все новинки,как будто,пересмотрены.Посему ,решила я пошушарить по закромам.И вот о чем вспомнила,тем паче ,в тему о бородатых женщинах.Россини,'Кир в Вавилоне'.
Это постановка фестиваля в Пезаро,2012 года,повторенная в прошлом году.Раритет.Но начну я ,как говорили древние,ad ovo.Эта опера с трудной судьбой.На премьере 1812 она провалилась с треском.Даже не смотря на Мариэтту Марколини в титульной партии(которая ,на то время ,состояла с Россини в любовной связи).Если музыка вполне себе ничего,хотя и заимствована ,местами,из ранних опусов маэстро,но либретто ,написанное дилетантом графом Франческо Авенти,раздражало своей скукой.Хотя,по сравнению с Вагнером,это просто зарисовка.Впрочем,найдутся здесь и интересные номера.Чего стоит ария на одной ноте! Об этом факте рассказывает и композитор,и Стендаль в книге 'Жизнь Россини'.Певица на вторых ролях оставляла желать лучшего.Но Россини нашел,что си бемоль первой октавы у нее звучит неплохо.Вот и вложил он в уста Арджене,наперстницы главной героини Амиры,арию 'Chi disprezza gl'infelice' на одной ноте.Остальное сделал оркестр.И был успех,к бешенству Марколини.Хотя сейчас все воспринимается иначе.И задаешься вопросом:'Это какой был уровень исполнительства тогда,и какой зажратой была публика?'.Там такие сложные навороты,вроде нисходящих пассажей в нижней позиции у контральто или пиротехники наверху у сопрано?Да,опера была забыта,хотя попытки ее исполнения имелись и в 1980х,и в 2000х.Одну из них,2008, из Елисейских полей,я даже слышала(п/у J.C.Malgoire,c Nora Gubisch как Киро и Elena due la Merced как Амира).Но это была новая оркестровка.Оригинальная партитура была издана Россиниевским Обществом именно в 2012 при участим Will Crutchfield,который и руководил первым оригинальным исполнением нашего времени,сначала в США,а затем и в Пезаро.
Теперь,собственно,о постановке.Воплотить библейско-исторически-романтический сюжет взялся Davide Livermore,один из моих любимых режиссеров,который может тактично работать с материалом.Спектакль решен в стиле немого кинематографа со всем оттуда вытекающим- манерными жестами,стильными монохромными костюмами,рвущейся пленкой-нужно,сказать,что киноприемы у Ливерморе встречаются часто.
Теперь об исполнителях.Состав здесь суперский!Конечно,это легендарная Ewa Podles в партии Киро!Есть ли сейчас контральто такой глубины и выносливости?В партии врага и соперника главного героя вавилонского царя Валтасара(Бальтассаре) выступает Michael Spyres,тенор просто феноменальный.Амиру,кирову супругу,поет Jessica Pratt,настоящая белькантовая колоратура-в Италии ее очень любят.Короче,мой вечер удался!