Главным событием прошедшей недели стало открытием нового сезона в миланском La Scala, прошедшего, по традиции, 7 декабря. В этом году инваугурационным спектаклем стала премьера 'La Forza del destino' Дж. Верди(реж. Leo Muscato).Сначала про спектакль. Идею оного, вероятно,можно назвать 'Война и мир', ибо в каждом действии идет отсыл к определенным военным действиям и эпохам: в прологе это , как и задумано в либретто XVIII век- там упоминается битва при Веллетри между войсками Неаполитанского королевства (протекторат Испании) и войсками Габсбургов; первое и второе действия- явный намек на гарибальдийские войны; третье - Первая мировая; четвертое- некий современный военный конфликт. Вот так герои оперы путешествуют во времени. Нужно сказать, что идея сворована у Карлеса Падриссы, ставившего 'La Forza' в 2021голу на Maggio Musicale Fiorentino; только там события принимали галактический характер- всё заканчивалось некой катастрофой космического характера и закатом цивилизации. Так что в La Scala вышла некая лубочная картинка.
Относительно исполнения : разочарование, которое случается уже несколько лет подряд. Это последний(ой-ли?) сезон Доменика Майера в качестве суперинтенданта театра, и, надеюсь, он заберёт с собой всех своих зальцбургских друзей, которых он активно выставляет на открытия сезонов. В первую очередь это касается г-жи Нетребко. Сказать, что я ее не люблю - это ничего не сказать. Это персонаж мне отвратителен и как человек, и как певица. Впрочем, не мне одной: часть публики активно ее 'букала' на поклонах, но , позднее, рецензенты как-то этого старались не замечать. В созданном ею образе фальшиво всё: голос, отсутствие эмоций- её лицо постоянно выражало озабоченность ничего не забыть... До каких пор она еще будет вихляться по сценам? Впрочем, вспоминая про Доминго, вихляться она будет еще очень долго.
Незадолго до премьеры стало известно, что заявленный на Альваро Кауфман петь не будет. Появилась надежда, что что спектакль станет не совсем 'кладбище затонувших кораблей'. Тем не менее, Кауфман появился 29 ноября в Gala Puccini с той же Нетребко, Mariangela Sicilia и Luciano Ganci.Из-за забастовки оркестра пели под рояль. Слушать это, конечно, было невозможно: таких гневных комментариев в сети я уже давно не встречала.Есть надежда, что певец таки понял, что его время прошло, и полноценный спектакль он уже не тянет. В результате, Альваро пел Brian Jagde, который- с корабля на бал-попал в состав Scala из Барселоны, где он, так же, пел эту партию и трансляцию спектакля оттуда я видела; возобновление в Liceu явно выиграло по качеству миланскую премьеру. Звучал неплохо, но окончательно 'не въехал' в спектакль.
Явным фаворитом вечера был Ludovic Tezier(дон Карло де Варгас), и это отмечают все.
Василиса Бержанская(Прециозилла) дебютировала в La Scala; звучала хорошо, но, как-то, чересчур агрессивно, что голосу не во благо.Александр Виноградов как-то моложав для падре Гуардино- не столь внешне, сколь по тембру . Хор и оркестр (за пультом - Riccardo Chailly) хороши.
Еще одна вердиевская премьера случилась на прошедшей неделе- 'Un ballo in maschera' в Оперном театре Цюриха. Спектакль про американские выборы времен 'золотой лихорадки'(реж. Adele Thomas). На премьере 8 декабря пели Charles Castronovo(Риккардо), George Petean(Ренато), Erika Grimaldi(Амелия), Agnieszka Rehlis(Ульрика), Katharina Konradi(Оскар). Дирижёр - Gianandrea Noseda.
Барочная премьера случилась на прошлой неделе:Опера Версаля показала 'Il Polifemo' Н.А. Порпоры. Как-то появился интерес к этой опере за последнее время:Зальцбург, Страсбург, Лилль и вот-Версаль. Поставил спектакль Justin Way в стилизованной барочной манере; он, в принципе, любит эти 'исторические отсылки'- стоит вспомнить 'Норму' в Teatro Real в 2021 г, где действие перенесено в годы создания оперы. Фанаты контртеноров, которые считают себя знатоками барокко отчего-то, посчитали это чуть ли не исторической реконструкцией, но это не так: если в мужских костюмах еще присутствует некий историзм, то женские- это явный стиль à la 'Army of lovers'; впрочем, костюмы от Lacroix , действительно, хороши, но нисколько не реконструкция. Как и антураж: во времена барокко сценография была куда интересней и богаче. Словом, приятный глазу спектакль.
Среди исполнителей можно встретит участников постановок в Страсбурге и Лилле: Franco Fagioli(Ачи; Страсбург), Pierre-Antoine Benós-Djian(Улиссе;Страсбург, Лилль), José Coca Loza(Полифем; Страсбург, Лилль). Женский состав оригинален для Версаля:Юлия Лежнева (Галатея), Eléonore Pancrazi(Калипсо); партию Нереи, как я поняла, опустили. Дирижёр - Stefan Pkewniak.Обещается официальный аудиорелиз под лейблом Chateau de Versailles; насчёт видео - по прошлым постановкам:показывали, но позднее. Слушала то, что выкладывали 'пираты' и промо- в основном, Фаджоли:чуда не происходит- его нынешняя форма никакие восторги вызывать не может, особенно в сравнении с его потрясающим Ачи 2013 года в An der Wien.
И предпраздничная премьера в Опере Амстердама:'Die Fledermaus' И. Штрауса. Постановка от Barrie Kosky прошлого года для Мюнхена, где полный сумбур с бородатыми женщинами и мужчинами на шпильках. И всё это- с провинциальным оттенком.В настоящем спектакле заняты Jacquelyn Stuker(Розалинде),Audun Iversen(Габриэль фон Айзенштайн) Thomas Oliemans(доктор Фальке), Frederik Bergman(Франк), Sydney Mancasola(Аделе),Miles Mykkanen(Альфред), Marina Viotti(князь Орловский). За пультом- Lorenzo Viotti.