Настал сентябрь, который принёс долгожданную комфортную погоду и... начало нового театрально-концертного сезона.
Но фестивальная пора ещё не закончилась, поэтому сначала - про открытие Bayreuth Baroque Opera Festival 5 сентября. В этом году главным спектаклем стала опера Николы Порпоры 'Ifigenia in Aulide'(1735). Это- 'белый лист'; единственное, что мне из нее знакомо- ария Акилле 'L'empid' onde' , которая вошла в альбом Симоне Кермес 'Drama' 2012 г. Так что, мы имеем мировую премьеру в новейшее время. Опера впервые была исполнена в Лондоне труппой , конкуририровавшей с труппой Генделя; на премьере пели primo uomo 'Il Farinelli'(Акилле), а так же, 'перебежчики' от Генделя: Francesca Cuzzoni(Ифиджения) и 'Il Senesino'(Агамемноне).Сюжет известен по многочисленным 'перепевкам' из древнегреческой мифологии: в Троянской войне- цейтнот; боги требуют от греков благородной жертвы, и ей должна стать дочь Агамемнона- Ифигения, помолвленная с героем Ахиллом. Мать оной, Клитемнестра, в гневе( впоследствии, она расправится с мужем); во время жертвоприношения Ифигения чудным образом спасается богиней Дианой(Артемис) и переносится в Тавриду, где становится ее жрицей.
Либретто Паоло Антонио Ролли лишено пафоса ; оно превращается в традиционную барочную любовную историю. Настоящий спектакль , традиционно, поставил Max Emanuel Cenčić- художественный руководитель фестиваля; он же исполнил партию Агамемноне. Не знаю, найдут ли в этом сюжете воплощение его 'фирменные' сексуальные девиации; впрочем, 15 сентября ARTE будет вести видеотрансляцию,так что- увидим.
Сценография и костюмы выполнены в стилистике микенской культуры; в целом, напоминает постановки 1990х. В ролях заняты , в основном, певцы из Parnassus либо сотрудничающие с Ценчичем: Ифиджения- Jasmin Delss(совершенно новое для меня имя), Агамемноне- Max Emanuel Cenčić, Клитемнестре- Mary-Ellen Nesi,Акилле- Maayan Licht, Улиссе- Nicolò Bakducci, Кальканте- Riccardo Novaro. Музыкальное сопровождение- Les Talens Lyriques п/у Christophe Rousset.
Опера Сан-Франциско открыла новый сезон 'Un ballo in maschera' Дж. Верди в постановке Leo Muscato. Вполне себе 'умеренное' решение, характерное для крупных театров США, где публика довольно консервативна. Главные партии исполнили Michael Fabiano (король Густав III; опера идет в оригинальном варианте); Amartuvshin Enkhbat( граф Анкарстрём), Лиана Арутюнян( Амелия), Judit Kutasi (мадам Арвидсон, гадалка),Mei-Gui Zhang ( Оскар, паж ). За пультом- Eun Sun Kim.
Опера Овьедо-Teatro Campoamor (Астурия) открывает сезон 'Anna Bolena' Г. Доницетти в постановке Emilio López. Спектакль по стилистике близок к предыдущему.Главным событием здесь стал дебют в титульной партии одной из любимых испанской публикой певиц- Sabina Puertólas. Хорошую компанию составили ей Javier Castañeda( король Энрико VIII), Maite Beaumont (Джованна Сеймур),John Osborn ( лорд Перси), Marifé Nogales(Сметон). Дирижер- Ivan López Reynoso.
А для поклонников современной сценографии- новая 'Madama Butterfly' Дж. Пуччини от Opera Vlaanderen , дающей свои спектакли в Антверпене и Генте. Премьера прошла в Антверпене 8 сентября. Здесь все , как нынче принято, толерантно и условно, но не лишено стильности( реж. Mariano Pensotti); Чио-Чио-сан - Celine Byrne, Пинкертон- Ovidiu Purcal, Шарплес- Vincenzo Neri. Дирижёр- Daniela Candillari.