В этой части - про начавшийся Фестиваль Россини в Пезаро.
Мероприятие со своими традициями и своим зрителем. В последнее время, конечно, сюда тоже подуло новыми ветрами в духе 'режоперы', но предпочтение публика отдает , всё же, более умеренному сценическому решению.
Среди исполнителей здесь есть свои фавориты - понятно, что петь Россини нужно иначе, чем веристов и , даже, Верди. Хотя в последнее время прослеживается та же картина, что и всюду: средний певец преобладает. Хотя, повторюсь, бывают и исключения.
Спектаклем-открытием в этом году стала новая поставка 'Bianca e Falliero' (28 декабря 1819), которую осуществил Jean-Louis Grinda. То самое 'умеренное' решение, когда действие в 1950х перемешивается с мантией дожа и доспехами воинов. Сюжет про любовь и выгоду. Дочь венецианского патриция Контарено,Бьянка, любит кондотьера Фальеро(ну , скажем, так ,лидера ЧВК на службе у Венецианской республики). Но у папы свои планы: он наметил в женихи такого же патриция, Капельо.Не смотря на то, что Фальеро возвращается с победой, на него возводят поклеп - якобы, тот передавал секреты Венеции враждебной Испании. Фальеро предстает перед судом Совета трёх: Контарено, Капельо и Лоредано. Бьянка, перед тем проигнорировавшая сватовство Капельо, выступает в защиту возлюбленного. Ее слова услышаны, не смотря на гнев папы, в том числе, и несостоявшимся женихом Капельо, который благородно отказывается от претензий на руку оной.
Ранее опера ставилась в Пезаро в 1986( реж. П. Л. Пицци с Хорн и Риччарелли) и в 2005( реж. Ж. Л. Мартиноти, с Барчеллоной и Марией Байо). Я видела обе, так что, есть с чем сравнить. Ну, скажем так: нынче скромненько.
В вокальном отношении всё более- менее прилично; исполнение имело успех у публики и у критики. Правда, на партию Фальеро хотелось бы , ну если не контральто, то более тёмное меццо-сопрано, а Aya Wakizono обладает, скорее, soprano corto.В партии Бьянки выступает очень любимая в Италии Jessica Pratt.В последнее время она не всегда выступала ровно, но здесь особых претензий нет. Дмитрий Корчак пел партию папы Контарено; Георгий Маношвили- Капельо. За пультом- Roberto Abbado.
Второй премьерой в этом году стала 'Ermione'(27 марта 1819, Неаполь). Вероятно, выбор неслучаен, так как в 'Bianca e Falliero' определенная часть музыки была заимствована отсюда( что характерно для Россини, да и не только для него). Здесь сюжет известен из барочного либретто 'Astianatte', хотя главный герой пребывает в нежном возрасте и не поет, но вся интрига строится вокруг него. Астианатте(Астианакс) - сын Андромахи и Гектора, а, значит, троянский наследник. На руку его матери претендуют Пирро(Пир) - сын Ахилла и Дейдамии(зачатый в то самое время, когда Ахилл скрывала от 'призыва' на Скиросе в женском платье под именем Пирры) и злосчастный сын Агамемнона, Орест, убивший мать Клитемнестру в отместку за убийство отца. Но здесь появляется femme fatale - Эрмиона(Гермиона), дочь Елены Прекрасной и Менелая. Обрученная Оресту, она влюбилась в Пирро , но оба они- то ли от чувства, то ли от жажды властвовать в Трое, обхаживают Андромаху; Пирро даже пленяет юного Астианакса и , таким образом, манипулирует его матерью. Эрмиона не может смириться с потерей внимания Пирра и уговаривает Ореста его убить. Впрочем, убьет Пирро не Орест, а один из восставших троянцев. Последнему удастся бежать при помощи верного друга, Пилада,но он убедится,что Эрмиона его использовала. Последняя безумна в своем отчаянии.
Ранее опера шла здесь в 1987(там был чумовой состав- Кабалье, Хорн, Мерритт,Блэйк) и в 2008( с Соней Ганасси, Пиццолато и Кунде). Видела и слышала оба исполнения, так что тоже, есть с чем сравнить. Двоякое впечатление. В заглавной партии выступает дебютантка Пезаро прошлого года Anastasia Bartoli( тогда она была Кристиной в 'Edoardo e Cristina'); мне она очень понравилась и тогда, и сейчас, хотя бельканто- не основной ее репертуар. В партии seconda donna , Андромаки,- Виктория Яровая. Если с женской частью всё более-менее нормально, то тенора, как всегда, оставляют вопросы, не смотря на Juan-Diego Flórez в партии Ореста( дебют в роли) . Успех , конечно, был, певца здесь любят, плюс- он нынче художественный руководитель; звучал неплохо. А вот с Enea Scala(Пирро) как-то не срастается, хотя публика тоже принимала хорошо. Все эти партии для Андреа Ноццари, требующие баритенора, ибо там немыслимые скачки с нижних на высокие ноты, не совсем для него, хотя певец в последние годы их частенько поет. Но не баритенор это ; я даже знаю барочных теноров, которые которые звучат подобающе.
Постановка от Johannes Erath одна из разряда 'новых веяний' в Пезаро.
Музыкальное руководство от Michele Mariotti очень достойное.
Так же в этом году на фестивале идут возобновления 'Il barbiere di siviglia' и 'L'equivoco stravagante', а , так же, 'Il viaggio a Reims'- в постановке выпускников Академии Пезаро и в концертном исполнении новой критической редакции.