'Римский изгнанник' не принадлежит к особо известным операм Доницетти, поэтому выход полной студийной записи очень ожидался. Впервые он прозвучал 1 января 1828 на сцене San Carlo в Неаполе. В основу либретто Domenico Gilardoni легла мелодрама Луи-Шарля Канье 'Androclès'. На премьере пели Luigi Lablache( Мурена), Adelaide Tosi ( Арджилья), Bernardo Calvari Winter (Сеттимьо). Успех был достаточным, ибо затем последовали постановки в La Scala в июле 1828 г. со знаменитой Мерик-Лаланд в партии Арджильи , и снова в San Carlo в декабре того же года , в новой редакции с Рубини в роли Сеттимьо .
В наше время возрождение 'L'esule di Roma'случилось в 1982 в Лондоне- концертное исполнение с Катей Риччарелли. А в 1986 опера была поставлена в Савоне с Чечилией Газдиа и Симоне Алаймо. Оба исполнения были записаны.
Античный сюжет переносит слушателя в Рим периода императора Тиберия. Полководец Публио возвращается с триумфом из очередного похода. Один из патрициев, Мурена, обещает ему в жены свою дочь, Арджилью. Но она давно отдала своё сердце другому: это Сеттимьо, изгнанный из Рима за участие в заговоре против персоны императора, хотя, на самом деле, во главе оного стоял никто иной, как Мурена. Но изгнанник возвращается в Рим , дабы доказать свою невиновность. Арджилья признается Публио в том, что любит другого, и тот благородно уступает; тем временем, она встречается с возлюбленным. Мурене, естественно, такой поворот событий не нужен, и он способствует тому, чтобы Сеттимьо взяли под стражу. Из того же благородства, он подчиняется и не выдает Мурену как заговорщика. Но совесть старого патриция не молчит: он решает сдаться на милость властителя . Таким образом , и отец, и сын Арджильи оказываются под стражей. Более того, Сеттимьо отправлен на сражение со львами , но случилось чудо- лев его не тронул, так как Сеттимьо спас его еще львенком ,и взрослый зверь узнал своего спасителя. Тем временем император Тиберий сменил гнев на милость и простил всех заговорщиков. Опера заканчивается большой бравурной арией Арджильи.
В музыкальном плане опера еще носит ампирный характер в духе Россини, но уже чувствуется и стиль , собственно, Доницетти. Настоящую запись послушала с удовольствием , хотя я не очень люблю голоса типа Шагимуратовой.