'Живая' запись, сделанная в 2022 на фестивале Valle d'Itria в Мартина Франка. Dynamic выпустил DVD и Blu-ray формат, а 'головной офис'- Naxos- CD.
Опера Франческо Кавалли впервые была поставлена 12 января 1655 года на сцене Teatro SS.Giovanni e Paolo в Венеции. Либретто Nicolò Minato строится на 7й книге 'Истории' Геродота: интриги персидского двора перед греческими походами. Именно это либретто (в переработанном виде, конечно )стало основой для текста опер Бонончини и Генделя. Опера имеет посвящение маркизу Корнелио Бентивольо. Опус Кавалли был достаточно успешным- именно 'Il Xerse' играли по случаю свадьбы Луи XIV и Марии Тересии.
Музыка оперы- типичное венецианское сейченто; воспринимается как большой речитатив. Имеют место как лирические, так и сатирические моменты. От певцов требуется не только петь, но еще и декламировать, дабы исполнение слушалось достойно.
В настоящее время 'Il Xerse' , периодически, исполняется- естественно, реже, чем 'Serse' Генделя, но, куда чаще, чем опера Бонончини. Самой известной является запись 1985 п/у Якобса, где он, так же, поет главную партию.
Нынешняя аудиоверсия, думаю, займет своё место, ибо вокально всё очень прилично(коллектив Modo Antiquo и его лидер Federico Maria Sardelli). Во-первых, выбор Карло Вистоли на партию главного героя был оптимальным, так как он очень хорошо себя зарекомендовал в исполнении музыки сейченто. Гайа Петроне в роли Арзамене слушается достойным соперником царственного брата. Каролина Липпо (Ромильда)тоже не первый раз поет в операх 17 века, поэтому органично замыкает главный треугольник. Остальные исполнители подтягиваются под 'уровень'.
Сценическую версию( реж.Leo Muscato) критики умеренно ругали еще в 2022. Там все сводится к нарочитому сарказму, хотя подобное было присуще манере 17 века.