'Ломбардцы в Первом крестовом походе' была четвертой оперой Верди и четвертой же, написанной для La Scala. Успех 'Набукко', поставленной здесь годом ранее, обусловил очередной заказ для карнавального сезона 1843 года. Выбор пал на поэму Томмазо Гросси, по которой либретто составил Темистокле Солер. Премьера состоялась 11 февраля 1843 года. Успех был достаточный для того, чтобы в 1847 Верди дебютировал в Париже с переработанной версией 'Ломбардцев 'под названием 'Jerusalem 'на французское либретто и с обязательным балетом. Сюжет весьма разница; если в оригинальной редакции любовная интрига захватывает старшее поколение- это борьба за сердце матери главной героини, Джизельды, Виклинды между ее отцом- Арвино и его братом, Пагано, а сама Джизельда становится, своего рода, ангелом хранителем крестоносцев, обращая в истинную веру сына одного из арабских правителей, Оронте, - то в ' Иерусалиме ' сама главная героиня, Элен, становится предметом соперничества братьев- Гастона и Роже.Если в 'Ломбардцах' главный злодей, Пагано, действительно, раскаивается, то во французской версии он только принимает личину отшельника . Финал , правда, один: персонажи входят в освобожденный Иерусалим.
Музыка оперы имеет чисто белькантовые черты, с неизменным построением выходных арий с кабалеттами , дающие возможности певцам продемонстрировать свою виртуозность ( к сожалению, в наше время редко кто этим пользуется,- просто тупо повторяют). Не сказать , чтобы это был постановочный хит ( а, может, и хорошо так:хватит с нас бесконечных 'Богем','Тосок' и 'Кармен'), но , периодически, на сцену опера попадает - достаточно вспомнить нынешний фестиваль Верди в Парме. Что интересно,'Jerusalem ' ставят чаще, даже не смотря на заморочки с балетом.
Настоящая запись выполнена 23 апреля 2023 в мюнхенском Prinzregententheater во время уже традиционных сессий Оркестра Баварского радио- каждый год музыканты записывают какую-либо оперы и издают запись под собственным лейблом. Что можно сказать: присутствие Пьеро Претти (Оронте)и Микеле Пертузи( Пагано) - певцов, столь любимых в Италии- делает исполнение , пусть не шедевральным, но вполне достойным . Нино Мачаидзе , отчего-то, всегда распевается постепенно , но к арии 4 акта 'Qual prodigio ' звучала блестяще.
Хорватский дирижёр Иван Репушич провел все исполнение достаточно аккуратно.
Люблю 'такого' Верди, и каждое обращение к раннему периоду его творчества радует.