В этой части, в основном, про новости 18 октября- сложилось так. Сначала- про Россини.
Болонский театр Comunale предложил публике новую постановку ' Le Comte Ory '. Ну как новую- это спектакль Фестиваля в Пезаро 2022, в котором Hugo de Ana предложил весёленький сюрреализм. А для Болоньи- да, новая. В основных ролях можно услышать Antonino Siragusa( Граф), Nicola Alaimo( Рембо), Davide Giangregorio ( Гувернер), Lamia Beuque( паж Изолье), но главной звездой здесь стала Sara Blanch в партии Адели. Очень перспективная каталонская сопрано , за успехами которой я очень слежу. Дирижёр- Оксана Линiв.
Королевская Опера Валлонии в Льеже представила нового ' Il barbiere di Siviglia'. Тоже веселенькая постановка в духе 1950х и фильма ' Возраст любви' от Vincent Dujardin.Дирижер- Gianpaolo Bisanti. В ролях на премьере Vittorio Prato( Фигаро), Рузиль Гатин (граф Альмавива), Aya Wakizono ( Розина), Pablo Ruiz ( Бартоло), Mirko Palazzi(дон Базильо).
Красивый спектакль показала Версальская Опера. Это я про ' Giulietta e Romeo ' Н.А. Дзингарелли.Чего стоит одно джульеттино платье с вышивкой ручной работы по тюлю( куда потом его денут?) Неожиданно, ибо последние лет 10 там шел исключительно эконом-вариант ( ну , разве что 'Richard cœur de Lion 'Гретри Пинкоски). Про собственно оперу, историю ее создания , про байку про слезу Наполеона и орден, которым он наградил за эту слезу Крешентини, певшего Ромео, вы можете прочитать у меня по тэгу #zingarelli. Не знаю, кому из руководства Оперы пришла в голову идея назвать ' Giulietta e Romeo ' любимой оперой Наполеона, но этого запущенного гуся подхватили охотно . Император , в принципе, был далек от оперы, а если и ходил послушать, так то, что несло некую пропагандистскую составляющую, как ' Кортес' Спонтини, например. Но ставить ' Кортеса ' дорого и затратно, так как там много музыки и много народа на сцене( явно, не для Версаля), а в 2021 позарез нужно было годовщину смерти Наполеона отмечать( еще и пандемия внесла коррективы) . Поэтому вспомнили эпизод из италийских походов со слезой Крешентини, и решили, что это то, что нужно . Правда, забыли и про другой момент, когда патриот кастрат Маркези послал Наполеона подышать воздухом на просьбу того исполнить какую-нибудь арию( здесь игра слов 'aria'- воздух и 'aria'-собственно, ария. А Крешентини- ну прогнулся, типа Марио Каварадосси ждун, так прогнулся, что был доставлен к Жозефине в качестве учителя пения. Ну, это к слову.
Настоящий спектакль имеет предысторию. В феврале 2021 была сделана аудиозапись фрагментов оперы( я о ней рассказывала, по тому же тэгу доступно) и концертное исполнение без публики(опять же, фрагментов) тоже записано на DVD . Обе записи вышли под собственным лейблом Версальской Оперы.Состав там несколько иной, чем в сценическом варианте, но главные партии и там, и здесь исполняют Adèle Charvet( обратите внимание на эту певицу!) и Franco Fagioli( тогда еще с тем голосом, который стоил того, чтобы его слушать). В нынешней сценической версии можно было так же послушать Krystian Adam( Эверардо, отец Джульетты), Valentino Buzza( Теобальдо, потенциальный жених оной), Nicolo Balducci( Джильберто, врач, друг семьи Джульетты), Florie Valiquette( Матильде, подружка главной героини). Шекспир к этому материалу не имеет никакого отношения: в основе либретто Дж. Фоппа лежат хроники XV века( как и в основе оперы Беллини, позднее), которые и вдохновили , в свое время, Шекспира. Так что , акценты ,несколько, иные. Поставил спектакль Gilles Rico , перенеся действие в ампирные времена,- собственно, в момент написания(1796). Помню, в таком плане ставили ' La clemenza di Tito ' Моцарта в Экс-ан-Провансе в 2011( но там было, вообще, роскошно) . Костюмы делал Chrustian Lacroix(эх,любила я, когда-то ,его парфюм ' Tumulte'; жаль , сняли с продаж). Сам кутюрье рассказал, что видит в Джульетте 'fiancée éternelle' , поэтому она почти всю дорогу в этом шикарном платье ( да любит Лакруа эти пены из шифона, тюля и т.п.!) . Плюс, решено, что героиня должна напоминать первую исполнительницу этой партии- Джузеппину Грассини, к которой Наполеон, как говорят, неровно дышал.Дирижёр-Stefan Plewniak.
Критика, конечно, восторженная, но как под копирку. Учитывая, что сравнивать не с чем, ибо те постановки, что имели место быть (2016, Шветцинген, 2018, Teatro Malibran, Венеция, 2018, Theater an der Wien, концертное исполнение ) записаны не были, то отзывы вполне уместны. Правда, есть еще полулегальная аудиозапись с Троицкого фестиваля в Зальцбурге 2016( украдено у одной из австрийских радиостанций, которая вела тогда трансляцию). Но там и состав посильнее, да и если сравнивать, то только Фаджоли нынешнего и версию 2016, и нынешняя , явно, проигрывает...
И да, это все выйдет на DVD .Обычно, сначала, видео показывают на одном из французских телеканалов, и это единственный способ увидеть массовому зрителю. Ибо Версальская Опера настолько шкура, что свою продукцию на стрим -площадки не дает, а только за деньги: либо почтой диск, либо стрим, но у себя на сайте.Как-то так.