ПАРИЖ. Пер Лашез - культовое место.

May 06, 2024 20:37

Кладбище Пер Лашез ежегодно посещает около 3 млн. человек. Туда водят экскурсии. И это о многом говорит. Здесь похоронены известные люди культуры, науки и искусства. Многие захоронения овеяны мифами и легендами.

Эти знаковые надгробия расположены в 25 квартале (divisioin) кладбища. Именно с них началась история этого, одного из самых известных кладбищ, ставшего престижным и почётным местом захоронения, а в настоящее время - культовым и достопримечательностью Парижа.

Когда в 1804 году городские власти купили за чертой города на холме участок для городского кладбища, то парижане не спешили хоронить здесь своих близких - место было отдалённое, непрестижное, да и жители предпочитали традиционно хоронить своих близких на церковных кладбищах. Чтобы привлечь сюда клиентов, был сделан маркетинговый ход - в 1817 году на кладбище перевезли прах великих французов - Лафонтена - La Fontaine (1621-1695) и Мольера (1622-1673).

Имя Лафонтена, возможно, не всем известно. Для французов Лафонтен что для нас Крылов, басни которого мы знаем с детства. Стоит здесь упомянуть, что Крылов взял у Лафонтена немало сюжетов для своих 236 басен. Лафонтен вошёл в мировую историю литературы, но нет ничего такого интересного в его жизни, чтобы остановить на этом внимание обычного туриста. Другое дело Мольер! Тут есть о чём рассказать. Можно начать хотя бы с того, что есть большие сомнения в том, что в гробнице находится именно прах великого драматурга и актёра, настоящее имя которого Жан Батист Поклен, Мольер было его театральным псевдонимом.

Будучи уже очень больным, Мольер пишет самую весёлую свою комедию "Мнимый больной" и сам играет в ней. 17 февраля 1673 года идёт 4-е представление пьесы, во время которого Мольеру становится плохо, однако публика это не замечает. Мольера относят домой, хотят вызвать доктора и священника, но ни тот ни другой не приходят: и тех и тех Мольер высмеял в своих пьесах. Без покаяния священники отказываются хоронить Мольера по христианскому обряду - профессия актёра считалась грешной. Вдове удалось получить разрешение на погребение у самого короля, однако с оговорками - без торжественности и ночью. И 21 февраля 1673 года ночью состоялись проводы Мольера. (На снимке слева видна гробница Мольера).
04.




Мольера похоронили на кладбище Св. Иосифа, где хоронили самоубийц и некрещённых детей. Спустя более чем сто лет, в 1792 году, было решено перезахоронить Мольера. Но могильная плита со временем треснула и распалась на куски, и точное место захоронения было потеряно, поэтому нет уверенности, что тогда был перенесён именно прах Мольера, который спустя несколько лет был опять перенесён, на этот раз на недавно открытое кладбище Пер Лашез. Там его поместили в гробницу за высокой оградой рядом с гробницей Лафонтена, который провожал Мольера в последний путь.
02.



****
Возведённая двести лет назад в стиле готического храма гробница в отличном состоянии и расположена она в 7 квартале. Здесь покоится прах Пьера Абеляра и его ученицы Элоизы. Если как филолог я о Мольере ничего нового для себя не узнала из рассказа гида, то его рассказ о французских Джульетте и Ромео был для меня познавательным.
03.



Любовная история Пьера Абеляра (1079-1142) и его ученицы Элоизы (1101-1164) закончилась тем, что они оба ушли в монастырь, но переписывались, письма сохранились, хотя в подлинности их есть сомнения.

Спустя 700 лет французские Джульетта и Ромео воссоединились под сводами этой усыпальницы и послужили началу известности и престижу кладбища. Богатые парижане стали возводить семейные усыпальницы, заказывать скульпторам надгробия на могилы любимых. С течением времени Пер Лашез стал почётным местом успокоения знаменитостей, умерших в Париже, людей разной национальности и веры, здесь нашли упокоение гей и наркоман, атеист и рьяно верующий, на этом кладбище все равны. Пер Лашез знаменателен тем, что это не католическое кладбище. Здесь может быть похоронен любой коренной парижанин или тот, кто умер в Париже, ну и кто может заплатить за место погребения 15 тыс. евро.
04.



05.



***
Могила Эдит Пиаф (1915-1963), парижского "воробушка", расположена недалеко от восточного бокового входа, в квартале (divisioin) 76. Эдит Пиаф родилась там же, где находится Пер Лашез - в  Бельвиле, квартале бедняков и иммигрантов. Она пела на улицах Парижа. Есть легенда, по которой она родилась на лестнице одного из домов.

Жизнь Пиаф полна трагедий, взлётов и падений: она страдала от тяжёлых недугов, употребляла алкоголь, наркотики. Уже тяжело больная (в 1961 году у неё обнаружили рак печени) она пела с высоты Эйфелевой башни свои самые знаменитые песни и среди них "Милорд". Последнее её выступление было 31 марта 1963 года. Спустя несколько месяцев, 10 октября 1963 года, Пиаф скончалась, на её похороны собралось около 40 тысяч. Почитатели её таланта приносят на её могилу цветы.
06.



****
На Пер Лашез похоронены многие всемирно известные композиторы: Керубини, Беллини, Бизе, Россини. Не зарастает народная тропа и к могиле Фридери́ка Шопена (1810-1849), особо почитаемого своими земляками - поляками.

Под траурный марш из сонаты Шопена хоронили многих известных людей, например, Дж. Кеннеди и Л. И. Брежнева. В СССР траурный марш Ф. Шопена исполнялся на большинстве правительственных похорон, если не во время траурного шествия, то, по крайней мере, в момент погребения. Под звуки своего траурного марша был похоронен и сам композитор. Кстати, Траурный марш Шопен написал в 27 лет.

Могила Шопена находится в 11 квартале, слева от Часовни (Chapelle). На Пер Лашез много необычного: могилы, в которых лежит неизвестно чей прах, усыпальница, которая ожидает своего "постояльца", кто-то похоронен далече, а здесь лежит его сердце и наоборот. Страстный патриот Шопен говорил, что его сердце принадлежит Польше, и это оказалось в буквальном смысле слова: после кончины композитора его сердце сестра отвезла в Польшу, а здесь лежат его останки без сердца...
07.



08.



****
Если сердце Шопена принадлежит Польше, то сердце французского художника Жак Луи Давида (1748-1825), жившего во времена Наполеона, принадлежит Франции, и здесь под скромным надгробием оно похоронено, а его останки остались в Брюсселе. Самые известные его картины находятся в Лувре.
09.



****
Жизни Теодора Жерико (1791-1824) сопутствовали неурядицы, одиночество. Он много болел. Несколько раз неудачно упал с лошади. Умер молодым - в 32 года. Надгробие изображает Жерико с мольбертом над горельефом его знаменитой картины «Плот „Медузы“». Осенью 1817 года вышла в свет книга «Гибель фрегата „Медуза“». Очевидцы события описали в ней 30-дневное скитание плота. Подробности плавания потрясли современное общество. Книга попала в руки Жерико, который увидел в истории сюжет для своего большого полотна. Он воспринял драму «Медузы» как общечеловеческую, вневременную историю.
10.



Полотно «Плот „Медузы“» выставлено в Лувре и производит оно тяжёлое впечатление. Долго его рассматривать у меня не было душевных сил. Сюжет картины - реальный трагический случай 30-дневного скитания плота с 147 пассажирами фрегата "Медуза", покинувшими корабль, который сел на мель 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Во время шторма десятки людей погибло в борьбе за наиболее безопасное место в центре у мачты, либо было смыто волной за борт. На четвёртый день в живых осталось только 67 человек, многие из них, мучимые голодом, стали поедать трупы умерших. На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых.
11.



****
Могила гениального Шампольона, известного также как Шампольон-младший - фр. Champollion le Jeune. Истощённый умственным трудом, умер он рано - в возрасте 41 года в 1832 году. Именно ему мы обязаны тем, что сейчас египтологи запросто читают иероглифы на артефактах времён Древнего Египта.

Уже с детства Шампольон был отмечен печатью лингвистической гениальности и большим трудолюбием, ибо без последнего не выучить ни один язык. Уму непостижимо, что в 11 лет он в совершенстве владел латинским и греческим языками, в 13 лет овладел арабским, сирийским, халдейским, копским, древнекитайским и санскритом. Для поступления в лицей на конкурсной основе им была написана работа "Египет в эпоху господства фараонов", которая произвела огромное впечатление на профессоров: Шампольону предложили стать членом учительской коллегии, но это предложение он отверг и уехал в Париж, чтобы посвятить себя разгадке египетских иероглифов, над чем бились самые светлые головы того времени.
12.



Надгробный памятник на могиле Шампольона выполнен в виде египетской пирамиды.
13.



**********
Посередине небольшой площади Rond-Point возвышается монументальный надгробный памятник. Это надгробие Казимира Пьера Перье (1777-1832), французского банкира, политика, государственного деятеля.
14.



15.



история и судьбы, paris, Париж

Previous post Next post
Up