СИЦИЛИЯ. Палермо. Собор.

Dec 10, 2020 23:35

История сооружения собора Успения Пресвятой Богородицы (Cattedrale di Vergine Assunta; Madre Chiesa) - это история Сицилии. В IV веке на месте нынешнего собора была построена церковь. В V веке остров оказывается в руках вандалов, известных в истории тем, что они в течение двух недель в 455 году грабили и разрушали Рим. Церковь в Палермо они тоже разрушили. С 535 года на Сицилии наступает византийский период, на месте разрушенной церкви в 604 году возводится собор. В 831 году Палермо захватывают арабы, собор превращается в Пятничную мечеть. В 1072 года в Палермо на смену арабам пришли норманны, мечеть становится христианским храмом. В 1179 - 1186 годах сооружается новый собор. В течение семи веков он перестраивается и достраивается, появляются элементы готики и классицизма.

Свой современный вид собор приобрёл только в 1801 году после грандиозной реконструкции конца XVIII века. В результате получилось причудливое смешение различных архитектурных стилей: арабо-норманнского, готического, неоклассического. Это уникальное архитектурное сооружение в 2015 году вошло в список всемирного культурного наследия человечества.



Охватить собор одним взором почти невозможно. Будем его рассматривать частями и дивиться неповторимому смешению стилей, доставшихся в наследство Сицилии от народов севера и юга, запада и востока - ведь кто только и не завоёвывал остров за его более чем 2-тысячную историю!
01.



В XV веке на Соборной площади на месте древнего кладбища был разбит сад. (Как тут не вспомнить большую высокую террасу, на которой стоит собор Чефалу, возведённую также на месте когда-то там бывшего кладбища...) Вообще-то, пальмы и кусты не занимают всю территорию Соборной площади, так что садом эти зелёные насаждения в полном смысле этого слова я бы не назвала. Площадь довольно большая и тени на ней практически никакой снимать собор под палящими лучами солнца было жарковато.
02.



Возведение собора в арабо-норманнском стиле было начато в 1179 году. Во внешнем виде собора ярко выражены арабо-норманнские черты (XII-XIII века): утончённые абстрактные инкрустации из лавы и туфа, растительные орнаменты - влияние арабского архитектурного стиля; строгие арки, глухие или с окнами-бойницами, поверх которых следует ряд зубцов, что создаёт впечатление крепости, - это норманнский стиль.
03.



04.



В 1685 году посреди Соборной площади (Piazza Cattedrale) был установлен фонтан, увенчанный в 1744 году статуей святой Розалии, поражающей чуму, работы Винченцо Витталиано. В соборе находятся мощи покровительницы города - святой Розалии, и он является центром исключительно сицилийского культа данной святой, известного с XVII века. Статуя Св. Розалии на фоне купола XVIII века в неоклассическом стиле.
05.


06.


В 1575 году по проекту Винченцо Гаджини Соборная площадь была ограждена мраморной балюстрадой со статуями святых.
07.



Статуя святой и одна из двух башен-колоколен (1250 г.), обрамляющих восточный фасад собора и являющихся парными к башням западного фасада.
08.


09.


Все четыре угла собора увенчаны башнями. Каждая из четырёх башен изящна и нарядна. Башни украшены тонкой скульптурной лепниной, напоминающей исламские абстрактные и растительные мотивы. Четыре яруса башен украшены типично арабо-норманнскими арками и окнами-бифорами (то есть окнами, разделёнными пополам по вертикали узкой колонной).
10.


Слева от изящной башни-колокольни главная колокольня собора, строгая и массивная нижняя часть которой относится к норманнскому периоду, т.е. XII веку. Эта часть заканчивается на уровне собора. Норманны, будучи народом с севера, строили на Сицилии массивные тяжёлые церкви, которые напоминали укреплённые крепости. Верхняя часть колокольни в неоготическом стиле построена намного позже - в 1805 году.
11.


Когда смотришь на эти башни, всё выглядит в гармонии, и не будучи специалистом, не определить что когда и в каком стиле построено.
12.


Вид на собор, который мне удалось запечатлеть, стоя напротив собора через дорогу.
13.



Разноцветные мини-купола над капеллами, которые были пристроены к боковым нефам собора в результате грандиозной реконструкции собора в конце  XVIII века.
14.



Справа - главная колокольня, рядом - одна из четырёх башен, внизу - тимпан портика (треугольное его завершение).
15.



Средняя часть тимпана - барельеф со сценой Благовещения, в центр которой помещён резной образ Христа Пантократора. Оставшаяся поверхность тимпана богато украшена растительными орнаментами.
16.



Вход в собор - изящный портик, выполненный в стиле каталанской готики (в средние века на архитектуру Каталонии оказали большое влияние арабы, которые в 711-718 гг. завоевали почти всю территорию Испании). Портик с тремя стрельчатыми арками был сооружён в 1426-1430 годах архитектором Антонио Гамбара. На первой слева колонне портика вырезана цитата из Корана. Колонна осталась от византийского храма, превращённому арабами в Пятничную мечеть и вновь обращённой в церковь победоносными норманнами в 1072 году.
17.



Внутри портика доминирует сооружённый архитектором Гамбара в 1426-1430 гг. готический портал (=главный вход большого архитектурного сооружения, обычно имеющий масштабное архитектурное обрамление с богатой орнаментацией).
18.


Над порталом мозаичный образ Богородицы на Троне, выполненный в византийском стиле и, возможно, относящийся к норманнской эпохе (XII в.).
19..



Мозаичный образ Богородицы на Троне крупным планом и деталь портала.
20.


Фрагмент мраморного портала - каменные кружева!
21.


Барельеф в портике - коронация Виктора Амадея Савойского, короля Сицилии в 1713-1720 годах.
22.



Барельеф в портике - коронация Карла Бурбонского.
23.



Барельеф: коронация Карла Бурбонского - крупным планом.
24.



Богато урашенные двери в собор.
25.


Общий вид интерьера собора.
26.



Купола главной апсиды (алтарного архитектурного выступа) украшены двумя фресками конца XVIII века, изображающими Вознесение Богородицы и освобождение храма от арабов Робертом Гвискаром и Рожером I.
27..



Общий вид алтарной части.
28.



Один из двух органов, расположенных в алтарной части.
29.


Капелла Св. Розалии.
30.



Собор является местом пребывания мощей покровительницы города святой Розалии, и центром исключительно сицилийского культа данной святой, известного с XVII века. Рака с мощами святой Розалии находится за алтарём в южной (правой) апсиде собора. Доступ в капеллу закрыт массивными бронзовыми воротами.
31.


Для сицилийцев это святое место, и поэтому есть табличка с просьбой соблюдать тишину. Здесь всегда толпится народ. Одни молятся, зажигая электросвечи, бросив монетку в ящик, другие рассматривают капеллу. Несмотря на то, что сицилийцы самые ревностные католики Италии, никто не шикал на туристов, которые фотографировали капеллу.
32.


Начиная с XVII века, святая Розалия наряду со святой Агатой, патронессой Катании, и святой Лючией, патронессой Сиракуз, почитается в качестве покровительницы всей Сицилии. Это делает собор Палермо центром паломничества как собственно сицилийцев, так и многочисленных эмигрантов сицилийского происхождения.
33.


Ежегодно 15 июля собор становится центром грандиозного праздника, посвящённого святой Розалии. Накануне рака с мощами святой выносится на середину храма для поклонения верующими, а вечером праздничного дня рака проносится крестным ходом по центральным улицам Палермо.
34.


Другая значительная капелла собора - капелла Реликвий. После реконструкции собора в 1781-1801 гг. большая часть реликвий собора была собрана в особой боковой капелле в южном (правом) нефе собора. В числе реликвий находятся мощи или частицы мощей мучениц Агаты, Кристины, Нинфы и Оливы, до XVII века почитавшихся в качестве покровительниц города, а также часть мощей равноапостольной Марии Магдалины. Доступ в капеллу закрыт массивной решёткой, реликвии выносятся для поклонения верующим в определённые местным обычаем дни.
35.



Капелла реликвий.
36.



В этой капелле находится старинная статуя скульптура Франческо Лаурана (1469 год) - Madonna Libera Inferni (буквально, «избавляющая из ада»).
37.


38.


Статуя Madonna Libera Inferni находится под стеклом, и из-за бликов, сфотографировать я её не смогла. Внизу фото из Википедии.


В результате реконструкции к собору были пристроены 14 боковых капелл. Далее фрагменты капелл, декорированных различными сортами разноцветного мрамора.
39..



40.



41.



42.


43.


После реконструкции собора в 1781-1801 гг. флорентийским архитектором Фердинандо Фуга интерьер собора приобрёл свойственный неоклассицизму холодный сдержанный вид. Характерный для норманнской Сицилии резной деревянный потолок был заменён низким сводом.
44.



45.


Боковой неф.
46.


47.



48.



49.

.

Орёл - символ Палермо, над капеллой Св. Розалии.
50.



В соборе уникальные гробницы сицилийских королей и германских императоров, в правление которых Сицилийское королевство достигло своего расцвета. Постамент саркофага Рожера Второго, первого сицилийского короля (умер в феврале 1154 г.)
51.



Мраморный пол.
52.



Мраморная купель для крещения, 1801 г. В основании купели скульптурные изображения Адама и Евы.
53.


соборы и церкви Италии, ИТАЛИЯ, sicilia, 2011, объект ЮНЕСКО, Палермо, соборы и церкви Сицилии

Previous post Next post
Up