Светлана ВЕДРАШКО
психолог, логопед
Для развития речи, артикуляции расскажите малышу сказку со специальными логопедическими упражнениями:
«…Жил на свете Язычок (показать язык). И однажды превратился он в кошечку, которая иногда мирно спит за заборчиком (язык за нижними зубами, рот прикрыт), а иногда выходит погулять за его пределы, собирать грибы, качаться на качелях (кончик языка двигается вверх-вниз, от верхней губы к нижней), играть с воздушными шариками (со звуком «с-с-с» животик надувается как шарик) или даже погонять в футбол («забивать гол» упираясь язычком поочередно то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны)… Дома кошечка печет вкусные блинчики (язык на нижней губе, верхняя шлепает по нему: «пя-пя-пя») и пьет чай (язык в форме «чашечки»), слизывая язычком вкусное варенье с носика (язык тянется к носу), а после этого чистит зубки (язык чистит зубки со всех сторон), причесывается (зубами как бы расчесывать язык) и ложится спать… И во сне она попадает в свой удивительный, волшебный мир путешествий и приключений, там она плавает на лодочке с парусом (язык тянется вверх и назад, к глотке), ездит на машине (вибрирующее шлепанье губами под напором выдуваемого воздуха - звук заводящейся машины или команда лошади остановиться - «Тпррр») к своим друзьям в разные страны: к Слонику (сделать губами хоботок, трубочку), к Бегемотику (язык внизу, кончик у нижних зубов, рот широко открыт), к Лягушке («ловим комариков», ритмично выбрасывая язык изо рта вниз и так же ритмично возвращая его «за заборчик» зубов), к Ежику (язык в форме «иголочки»), к Дятлу (звук «д-д-д» по верхним зубам), к Индюку (язык болтается по верхней губе) и Лошадке (цоканье языком)…»
Формирование речи у младенца начинается сразу после появления на свет. Как же правильно общаться со своим чадом, чтобы помочь его развитию и не навредить? Малыш воспитывает свою речь, копируя действия взрослого - прежде всего того, кто постоянно за ним ухаживает, с ним играет, рассказывает простенькие стишки, поет песенки…
Задумывались ли вы, что некоторые естественные процессы крайне важны для развития артикуляционного аппарата? Например, самый важный в этот период - процесс сосания при грудном вскармливании. По сути, это и есть первая артикуляционная гимнастика, первый массаж языка, а также условие формирования правильного прикуса. И что интересно, когда малыш плачет, широко открыв ротик, вы можете увидеть, что его язычок принимает положение «чашечки» - как при упражнении, использующемся в логопедии для постановки звука [ш]. Пронзительный крик развивает голос и дыхание, а «пускание слюней пузырями» совершенствует движения губ… А обращали ли вы внимание, как внимательно малыш изучает ваше лицо, как пристально смотрит вам в рот, будто пытаясь понять, каким образом оттуда появляются слова, фразы. Так что вы без труда можете делать несложные упражнения, играть с высунутым языком вашего малыша, например «в прятки», или даже легонько массировать соской или специальными пластиковыми палочками для зубок. А знаете ли вы, что руки, пальцы, ладошки ребенка - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности. Поэтому логопеды и используют пальчиковую гимнастику для развития речи - пальцы напрямую связаны с языком, при развитии мелкой моторики повышается подвижность языка, движения его становятся более плавными и ритмичными. Поиграйте на музыкальных инструментах! Да-да! Возьмите ручки малыша в свои и имитируйте ими игру на фортепиано, трубе, гармошке. Всему свое время Вы наверняка замечали, что ваш малыш все время общается: с вами, с игрушками, сам с собой. Он использует свой уникальный язык: пыхтит, тарахтит, кряхтит, визжит, лопочет что-то понятное только ему - все эти звуковые и голосовые реакции и есть постепенное овладение речью. Она формируется поэтапно, и важно, чтобы ребенок последовательно прошел их все, не пропуская и не перескакивая с одного на другой. С первого дня жизни малыш начинает впитывать, усваивать информацию о том, что происходит вокруг него, учится общаться, адаптируется к новым, пока еще малопонятным для него условиям. Свое появление на свет он знаменует криком, который, так же как и плач, активизирует деятельность артикуляционного, голосового, дыхательного отделов речевого аппарата.
«Агу-агу!»
Первые звуки младенец начинает произносить в период «гуления». Они образуются при помощи наиболее доступных крохе органов артикуляционного аппарата: губ и корня языка. Именно эти звуки являются основой для становления членораздельной речи. Иногда уже в полтора, но чаще в 2-3 месяца ребенок начинает демонстрировать свои голосовые реакции, произнося «а-а-бм-бм», «у-гу», «бу» и т.д.
При гармоничном развитии в четыре месяца звуковые сочетания усложняются: появляются новые, вроде «агн-агн», «ля-аля» и т.п. В процессе «гуления» малыш как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по нескольку раз повторяет один и тот же звук, прислушивается, получая при этом удовольствие. Не мешайте, прислушивайтесь вместе с ним к звукам, помогите - образуйте простые слова, которые включают проговариваемые слоги «ма-ма», «ля-ля», «га-га».
Гулит ребенок только тогда, когда ему комфортно. Это положительная реакция, которая проявляется, если младенца ничего не беспокоит: ни внешние, ни внутренние факторы. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их.
«Ма-ма-ма»
При нормальном развитии «гуление» постепенно переходит в лепет. В 7-8,5 месяцев малыши произносят слоги типа «ба-ба», «дя-дя», «де-да» и т.д., соотнося их с конкретными людьми.
Лепет - это уже не механическое воспроизведение слоговых сочетаний, а соотнесение их с определенными лицами, предметами, действиями. Так, когда ребенок произносит «ма-ма», это относится именно к маме. В процессе общения с взрослыми малыш постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, а также воспроизводить элементы звучащей вокруг него речи. На этом этапе при общении с ребенком важно использовать различные интонации, модулировать голос, слушать музыку, ритмично двигаться вместе с малышом.
В 8,5-9 месяцев лепет приобретает интонационную окраску: по ней можно определить, доволен краха или нет.
В 9-10 месяцев увеличивается число «лепетных» слов, которые ребенок пытается повторить за взрослыми. В это время и далее необходимо использовать предметную деятельность: играть с малышом, показывать, обозначать названия игрушек и других предметов. Важно обращать внимание карапуза на различные действия: стул - стоит, дядя - идет, самолет - летит, гусеница - ползет и т.д.
Общение с удовольствием
Итак, общение с взрослым имеет определяющее значение для развития речи малыша. По этой причине в общении с ребенком очень важно использовать все ее компоненты максимально грамотно. С первых дней жизни старайтесь быть с младенцем мягче и нежнее - это обеспечит хорошую основу для формирования положительного эмоционального фона, и развитие вашего крохи будет протекать гармонично, без стрессов.
Благоприятные условия, в которых воспитывается ребенок, - доброжелательная обстановка, внимательное отношение, полноценное речевое окружение, достаточное общение с взрослыми - обязательны для нормального речевого развития. Нередко родители разговаривают с детьми очень импульсивно, эмоционально, с надрывом. Отсюда нарушения дыхания - вместо глубокого физиологического оно поверхностное, с резкими и частыми вдохами, которые легко можно определить на слух, потому что при вдохе ребенок достаточно шумно и порывисто заглатывает порцию воздуха для произнесения следующей фразы.
Только взаимопонимание и любовь в семье способствуют успешному развитию малыша. Получайте удовольствие от общения, фантазируйте, радуйтесь достижениям крохи. Ваш карапуз еще не научился говорить, но его чистый слух улавливает интонации, настроения, мелодичность вашей собственной речи.
Помните - наиболее интенсивный период в развитии речи малыша приходится на первые три года жизни. Именно в этом возрасте все функции центральной нервной системы наиболее легко поддаются коррекции и стимуляции. Внимательнее относитесь к своему малышу. Поощряйте его речевое общение. Создавайте ситуации, в которых у крохи возникла бы необходимость выразить свои эмоции. Если же возникают проблемы - например, у вашего малыша укороченная подъязычная связка, - постарайтесь найти хорошего логопеда, который с помощью специальных упражнений растянет ее. Не подвергайте ребенка стрессу от подрезания уздечки, поберегите его нервную систему.
Опубликовано в журнале АИСТЕНОК, сентябрь 2018
www.defektov-net.ru
тел.: 8(916) 606-15-78