Стивен Кинг
Билли Саммерс
«В его последнем романе нам в самом начале скармливают киношный образ «киллера на последнем задании». Но это хитрая уловка. «Билли Саммерс» - это роман, великолепно меняющий облик, который, как и его герой, только притворяется, что на него можно сходу навесить ярлык».
"The Times"Билли Саммерс - наемный убийца и лучший в своем деле. Но он берется за работу только в том случае, если заказан действительно плохой человек. И теперь Билли хочет оставить работу, уйти. Осталась последняя работа. Билли - один из лучших снайперов в мире, ветеран войны в Ираке, Гудини, когда дело доходит до исчезновения после выполненного заказа. Так что же могло пойти не так?
Каждый новый роман Стивена Кинга ждешь с надеждой - а вдруг автор еще напишет что-то значимое, а не среднее произведение.
И здесь эти ожидания оправдались.
Кинг, как никогда, в форме, повествование не провисает, герои хорошо прописаны, да еще нет никакой мистики, ну, почти нет.
Есть чудовища, которые похожи на людей, а сама история написана в жанре нуар.
Билли - бывший военный снайпер, который стал наемным убийцей, он убивает только "плохих людей", что может вызвать сочувствие у читателей, а может и нет.
Здесь Кинг тоже предлагает выбрать самим - встать ли на сторону главного героя и сопереживать ему, или нет.
Это история о человеке, которого сломали армия и война, о трагедии и потери самого себя, и жизни потом.
Первая половина романа развивается очень неторопливо, но это дает возможность раскрыть характер героя, показать, чем он живет, почему решил убивать только "плохих", почему у него такой кодекс.
Как и внедрение Билли в среду американских обывателей спального района, как нельзя лучше демонстрирует происходящее - пикники, игры в "Монополию" с детьми, прогулки, свидания, и, конечно, та самая работа, но и это не все.
Кинг снова написал роман в романе, рассказав, таким образом, про прошлое героя.
При этом автор придумывает ненастоящую американскую действительность, мифологизирует ее и романтизирует.
Чем-то это напоминает 50-е годы ХХ века, хотя действие происходит в 90-е, но ведь работает.
В книге много отсылок на современные телевидение и музыку, а также намеков на меняющуюся демографию и прогрессивную политику, да и Трампу снова попало, но все это написано очень гармонично, не забивая основной сюжет - жизнь Билли Саммерса.
И обратившись к ностальгии, автор специально отвлекает читателей, будто бы все хорошо, на самом деле это не так: престижная работа тоже ведет к потере себя, даже если вы не наемный убийца.
Затем постепенно действие нарастает, развязка ожидаема и близка, ее ждешь, но... всё будет совсем не так.
И тут Кинг раскрывает свой талант полностью и захватывает - совершенно неожиданно, в том числе показывая Билли совсем с другой стороны, а сам роман неуловимо меняется.
И тогда, с помощью мельчайших деталей автор рисует совсем другую картину - более мрачную и хлёсткую.
Карандашный рисунок маленькой девочки становится тотемом, а песня "Пикник с плюшевыми мишками" пронзительным рефреном.
И вот уже перед нами совсем другой Билли.
В интервью Кинг часто говорит об американском натурализме Теодора Драйзера и Фрэнка Норриса, детективах Росса МакДональда и Дональда Уэстлейка.
"Билли Саммерс" сочетает все это, написанный в реалистичной манере.
Лучшая книга Стивена Кинга за последние годы, в которой нет призраков, а чудовища слишком похожи на людей.
Обязательна к прочтению, как поклонникам автора, так и любителям хорошей Литературы с Большой Буквы.
© Текст by sunsinta, 2021