"Синонимы" Надава Лапида - Жизнь в бегах

Apr 30, 2019 01:55



Синонимы / Synonymes

Режиссёр Надав Лапид

В ролях: Том Мерсье, Кантен Дольмер, Луиз Шевильот, Урия Хаик, Оливье Лусто, Йехуда Альмагор, Гайя Фон Шварце, Гал Амитай,Идан Ашкенази, Долев Охана

Молодой израильтянин Йоав бежит из своей страны и приезжает в Париж, где начинает учить французский язык и хочет отказаться от своей национальности.

image Click to view



Что если вы оказались другой стране в незнакомом городе и остались без всего? Без одежды, без денег, без телефона, без документов. Что делать в таком случае? Умереть от отчаяния, забившись в угол, или попытаться выбраться из сложившейся ситуации?
При этом вы в стране-мечте, во Франции, где звучит чарующая музыка, маленькие улочки, хрустящие круассаны, Эйфелева башня и Собор Парижской богоматери.
Йоаву неожиданно повезло: его нашли соседи с верхнего этажа. Еще бы чуть-чуть и всё.
Но страна ускользает от него, убегает, как он сам убегает из Израиля в поисках нового мира. Йоав бежит в попытках найти новое и отречься от своего, от родины.
Изо дня в день он будет читать еврейско-французский словарь, чтобы разнообразить свою
речь, наполняя ее сложными и изысканными синонимами. Так, что те самые соседи, Эмиль и Каролин, удивленно скажут, что так у них во Франции давно никто не говорит: слишком литературно.
И еще больше будут удивлены, когда Йоав наотрез откажется сказать хотя бы одно слово на своем родном языке, иврите.

Сорокатрехлетний режиссер Надав Лапид говорит, что фильм во многом - автобиографический: в начале 2000-х годов он сам приехал во Францию, в Париж, и хотел там навсегда остаться.



Здесь на специальных занятиях по натурализации эмигрантов учат петь "Марсельезу", и вести себя в разных ситуациях.
Здесь общество нормально относится (пока еще) к тем, кто другой веры, другой расы, другого цвета кожи, чем беспардонно пользуется новый приятель Йоава, охранник, который набрасывается на прохожих со словами "Я - еврей!" и всячески пытается выпятить себя, в то время как Йоав хотя и ходит в ярком желтом пальто (привет Марлону Брандо до высочайшего его уровня Тому Мерсье возможно, что никогда и не дорасти), подарок все тех же соседей, но все время напоминает себе, что голову поднимать не надо, а лучше смотреть в землю. Плечи опущены, походка неприметная. И только так.

Те самые странные соседи-друзья, Эмиль и Каролин (французы) дают ему всё материальное - вещи, деньги, еду, дают даже секс, но не дали главного - духовного наполнения.
Эмиль - писатель, который по его же словам "пьет перед тем, как писать, чтобы подавить страх", а Каролин одержимо играет на гобое.
И ни один из них не может спасти Йоава, а на их фоне только становится еще виднее его состояние... и видны собственные проблемы Эмиля и Каролин: эти двое вцепились в него, чтобы заполнить свою душевную пустоту.
Страна-мечта оказалась совсем не такой, какой себе когда-то придумал ее Йоав.
А может, этой страны и не было вовсе?
Может, и его добрые соседи тоже выдуманы?
Может, Йоав совсем один, где-то посреди Иудейской пустыни, заблудился и полон видений?
Может, на самом деле вообще ничего нет?
И именно поэтому Йоав и придумывает разные истории, которые якобы с ним случились: про детство и рассказы родителей о Гекторе, герое Трои, про службу в армии, и многие другие?
Дело даже не в том, как питается Йоав (приводя зрителей в недоумение, ведь те самые друзья сверху (во всех смыслах: папа Эмиля - директор заводов и пароходов) обеспечили его на много месяцев вперед) за 1,28 евро в день - самые дешевые спагетти с томатной пастой из какого-то бросового магазинчика товаров плюс чипсы на десерт, а в том, что что-то не так с ним самим.
Да и его попытка понять французскую культуру с каждым днем выглядит все более провальной.
Кульминация - сцена на концерте классической музыки, где закулисами Йоав нервно кричит Каролин, что не может больше слушать этот назойливый и громкий шум... и уходит.
И если уйти с концерта легко, если легко расстаться с Каролин (у которой тоже пелена падает с глаз, теперь она понимает кто перед ней), то нельзя уйти от самого себя, нельзя сбежать, как бы не хотелось.
Тем более, когда он сам построил вокруг себя камеру с запертой дверью, от которой нет ключа.



"Кого ты знаешь из французских знаменитостей?"- спрашивает в парке Йоава Каролин.
И тот отвечает честно: "Селин Дион".

Сколько не выучи синонимов, не станешь свободным, когда ты выбрал клетку, просто другую, отвернувшись от всего мира.

"Синонимы" - такая картина, которая вполне может и не понравиться: долгое-долгое-долгое блуждание героя, особая манера съемки в некоторых сценах: дрожащая камера следит за героем на улицах, и не такая уж и теплая Франция на экране, а скорее наоборот - холодная и даже пытающаяся использовать Йоава, как делает это некий фотограф, заставивший героя обнажаться и делать всякие непристойности. Так надо, говорит он, так будет больше востребовано. И снимает... короткие видео якобы для выставок, но понятно же, куда они пойдут.
И даже там фотограф приказывает Йоаву говорит на иврите, это же экзотика.
Йоав так и не раскроет до конца перед зрителями себя, все время убегая и прячась, а потому многих оставит равнодушными, хотя и не всех, а сцены секса, которые и не покажут, не спасут положения.
Герой все глубже и глубже бежит вниз, в темноту, откуда выхода нет, так и не желая признать, какой он на самом деле, а за синонимами не спрятаться.

P.S. Кино очень и очень не для всех, озвучка - пластиковые голоса нескольких российских "актёров" озвучания, поэтому если все-таки решите посмотреть, то выбирайте показы на языке оригинала с русскими субтитрами.

Мы посмотрели этот фильм на юбилейной встрече Живого Журнала в Санкт-Петербурге, спасибо организаторам, а за компанию dolce_duo :)

Copyright © Текст by sunsinta, 2019

Питер, ЖЖ, Синонимы, НадавЛапид, Кино, nadavlapid, synonymes

Previous post Next post
Up