Документальное кино занимает особое место на Международном Кинофестивале
"Послание Человеку" и его очень много: есть короткий метр, есть полнометражное.
Сейчас о полнометражном.
Из того, что очень впечатлило - это "Пленница", "Фатеич и море", "Дядя Саша, или Полёт над Россией" и "Стоянка на дороге ветра".
Начну с последней картины.
"Стоянка на дороге ветра" снята в Туве и на тувинском языке режиссёром Натальей Харламовой.
После смерти отца Белекмаа поселяется на его чабанской стоянке. Она проживает первую в своей жизни серьезную утрату и надеется увидеть отца хотя бы во сне до того дня, когда, по тувинскому обычаю, дух умершего накормят и проводят навсегда.
Белекмаа очень тяжело, муж не помогает, но удержать семью в целости нужно, а еще и ухаживать за стадом домашнего скота.
Она находит в себе силы выстоять, иначе никак.
Однажды ей даже привиделось, что уже пора самой уходить, что отец зовёт оттуда, но как же она может всё бросить, особенно когда муж-то не очень себя ведет и без неё окончательно сопьется с дружками из посёлка.
Суровый северный край, неяркие краски, шаманские обряды, древние верования, такие жизни людей, которые не сдаются.
"Дядя Саша, или Полёт над Россией" режиссёра Татьяны Соболевой.
Дядя Саша - мечтатель, который живёт в покинутой деревне, со всех сторон окруженной водой, на острове. Он мечтает о реставрации монархизма и возрождении мудрого русского уклада жизни, растоптанного европейским влиянием. Каждую весну он строит мост и каждую зиму его разбивает льдом. В этот год дядя Саша строит свой тридцатый мост.
Все жители деревни, кроме него сбежали в Иваново и в Москву за лучшей жизнью, а Дядя Саша остался.
Так и живёт.
Кроме него - только жена, кот, собака и козы, больше никого.
Иногда с другого посёлка приезжает знакомый, который любит закладывать за воротник (а Дядя Саша - нет), иногда - взрослый с женой-художницей, да еще пара человек.
А так всё на нем.
А еще электрики обещали смотать провода, так дешевле выйдет, чем обслуживать один его дом, но прорвемся: сын обязательно навестит, жена сына нарисует новую картину, а еще будет торт из вафель и шоколадок.
Неунывающий оптимист и изобретатель, он может из подручных средств соорудить, что угодно, а еще объяснит, как правильно запрягать лошадей.
Да, Дядя Саша любит поворчать, но всегда улыбается.
Очень жизнеутверждающее кино.
"Фатеич и море" режиссёров Алины Рудницкой и Сергея Винокурова.
Еще один человек, живущий далеко-далеко - на дальневосточном необитаемом острове Рикорда в заливе Петра Великого.
Главный герой - Фатеич - вместе с семьей ухаживает за собственной подводной фермой, добывает морские деликатесы, но ужасно страдает от набегов браконьеров.
"Чтоб вы все утонули", - часто повторяет он, глядя на то, как очередные пираты грабят его владения. Но когда один из ловцов действительно тонет, морской фермер первый надевает акваланг, чтобы его спасти.
Блеск и красота этого края, и простая жизнь людей, которые стараются не только взять у природы, но что-то сохранить. Не только бери, а давай взамен и ухаживай. К сожалению, такие не все, многие уже и забыли про то, что нужно отдавать и норовят вычерпать море до последней капли.
Правительство же всё обещает помочь Фатеичу, он даже едет на конференцию, чтобы пообщаться с главным чиновником, но пока рассчитывать приходится только на себя.
"Образ Фатеича - это образ человека, который трудно перестраивается к чему-то новому. Человека с советским мышлением. Ему легче сталкиваться с браконьерами напрямую, чем менять свою линию поведения. Однако в самом финале герой метафорически совершит попытку сделать шаг навстречу своим врагам", говорит режиссёр Алина Рудницкая.
"Пленница" режиссёра Бернадетт Туза-Риттер.
52-летняя венгерка Мариш на протяжении десяти лет служит одной семье, бесплатно работая по 20 часов в сутки. Хозяева забрали у нее паспорт и запрещают выходить из дома без разрешения. С ней обращаются как с животным, кормят объедками, у нее нет даже кровати. Мариш проводит дни в страхе, но все-таки мечтает вернуть назад свою жизнь. Фильм рассказывает о героическом пути Мариш к свободе.
Потрясающее кино - о том, как фильм меняет жизнь человека.
Мариш случайно заметила Бернадетт, которая хотела снять документальный фильм для выпускной работы.
Что-то удивительно в глазах Мариш, какая-то искринка, которая осталась, несмотря ни на что.
Бернадетт начинает снимать кино, где показана только Мариш и только крупным планом, т.е. в основном лицо главного героя.
Постепенно Мариш начинает доверять Бернадетт, у них завязывается дружба.
Всё это мы видим на экране, видим, как оттаивает забитая Мариш, а потом пленница рассказывает о себе.
Бернадетт шокирована, она хочет помочь, даже звонит в полицию, но там ей отвечают, что в курсе и вмешиваться не будут.
И ведь всё на самом деле: Мариш выходит за пределы дома хозяев только на работу, на завод, всю зарплату отдает, готовит, стирает, убирает, прислуживает, выслушивает упрёки рабовладельцев. И это в наше время, а не когда-то там, в Средневековье.
Да, Бернадетт хозяева разрешили снимать и дома, запросив денег за это, ну, пусть снимает, раз снимает только лицо их пленницы, их рабыни.
То есть все реально.
И мы видим, что происходит с человеком, как Мариш меняется, как Бернадетт потом помогает ей принять решение и уйти от хозяев, сбежать, этот момент настоящего побега тоже снят.
Кино настолько ошарашивающее, без всяких спецэффектов, кино, которое возвращает человека назад, к нормальной жизни.
В конце фильма Мариш обнимает Бернадетт (лица которой мы видим) и уходит счастливая в новый дом, где будет жить уже свободной.
Фильм "Пленница" по праву стал лучшим фильмом года Международного Кинофестиваля
"Послание Человеку", 2018.
Copyright © Текст by sunsinta, 2018.