Недавно в очередной раз наткнулась на описание положительной и отрицательной мотивации. Это о том, что все наши действия в жизни продиктованы либо избеганием боли (отрицательная мотивация), либо погоней за наслаждением (положительная мотивация). Например, когда вы зарабатываете деньги, чтобы путешествовать, чтобы купить то, о чем давно мечтаете, чтобы наслаждаться жизнью - это положительная мотивация. А вот если вы идете зарабатывать деньги с мыслью, что иначе нечем будет платить за квартиру, не на что будет кушать и т.д. - это отрицательная мотивация.
В разных ситуациях мы руководствуемся разной мотивацией, т.е. нет людей, которые в 100% случаев положительно-мотивированы или отрицательно-мотивированы, но у каждого есть приоритетная мотивация.
Причем совершенно очевидно, что положительная мотивация гораздо эффективнее - она дает больший заряд. И если взять тот же случай с зарабатыванием денег - человек с отрицательной мотивацией вряд ли когда-то выйдет на новый уровень, потому что как только он будет приближаться к этому переходу, его мотивация будет заканчиваться (ведь начнет исчезать угроза неоплаченных счетов), а вот человек с положительной мотивацией сможет постоянно улучшать уровень жизни.
И что интересно, наше общество преимущественно воспитывает ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ мотивацию. Ведь всегда ругают за провинности и редко столь же рьяно поощряют за достижения. Родители, воспитатели, учителя, работодатели - все акцентируют внимание прежде всего на ОШИБКАХ, на ПРОСТУПКАХ. Так мы учимся делать что-либо из страха получить люлей.
На днях снимала деток в детском садике и особенно ярко увидела, как уже в 6 лет дети запрограммированы преимущественно отрицательной мотивацией:
- нельзя снимать кепку, а то получишь солнечный удар!
- надо убрать за собой, а то наругают;
- нельзя драться, а то накажут.
Конечно, лучше ходит на солнце в кепке, соблюдать чистоту и жить в мире, но разве обязательно запугивать детей, чтобы они это делали? Неужели нельзя рассказать о преимуществах, о пользе, о радости?..
В общем, все больше задумываюсь о создании альтернативной системы образования.