Как первый красный аэронавт Анощенко оказался красным шпионом

Sep 25, 2014 17:01



25 сентября Николаю Анощенко - красному аэронавту и парашютисту исполилось 120 лет со дня рождения. В литературном музее говорили про то, как он был журналистом, в краеведческом - про карьеру кинематографиста, а ну а мы расскажем, как он был красным шпионом.
Семь наград за первую мировую, в т.ч. Георгиевский крест, в советское время  Красная звезда, Трудовое красное знамя, За доблестный труд в ВОВ и ещё много чего наградного имел Николай Анощенко. Правда к ордену Ленина, хоть и представляли, но не дали, завистники замылили. Есть и улица в Белгороде его имени. Словом человек известный, храбрости безупречной, но в крови гражданской рук не замарал, парил в небесной выси.


Уволился из армии в 22 году после двенадцатого прошения и занялся киноделом. Ездил и за рубеж, в Германию. Вот в 37 ему это и припомнили. Вызвали на Лубянку и объявили немецким шпионом. А аэронавт в ответ, если я чьим-то шпионм и был, так нашим. И говорит следователю, почитайте моё личное дело, по поводу поездки в Германию. А дело было такое. Во время визита в одну химическую фирму, прославленную не только качеством выпускаемой фотоплёнки, но и производсвом газа Циклон Б для концлагерей, Анощенко заснял некий цех, которым интересовалось ГПУ, и доставил плёнки в СССР, что и отмечено было в личном деле, мол выполнял задание гепеу. В результате отделался тремя сутками на Лубянке, да стоянием в ящике для задержанных. На радостях после освобождения сыном обзавёлся. И заповедал тому - если окажешься в такой ситуации - главное, никого не сдавай, не подписывай ничего. Так то вот. А ещё Анощенко был беспартийным и атеистом, и эти убеждения сохранял до конца.

Александр Жихов, Николай Анощенко, Белгород

Previous post Next post
Up