Мне тут подумалось, что очень часто мы судим великих людей прошлого по совершенно недостоверным данным. Вот сколько читаю про императрицу Феодору, сколько встречаю противоречивыя мнений. Распутное прошлое Феодоры, как ни смешно об этом говорить, стало дорогим историческим наследием. Сколько языков за прошедшие века стерлось об эту тему… Завидный жребий! Один византийский император превратил блудницу в патрицианку, другой - в императрицу. Отчего упала на нее эта манна небесная? - вопрошает обыватель. Наверное, мы никогда бы не узнали об этом, не будь при дворе Юстиниана Прокопия Кесарийского. Историограф и тщательный бытописец в своем большом труде - «Тайной истории» не утаил от нас ничего. Обвиняя Феодору в распутной молодости, в ее способности в любую минуту скинуть с себя одежды, он сам раздел ее донага. И вот, по прошествии полутора тысяч лет, она стоит перед нами во всей своей порочной красоте… А в других источниках утверждается, что "Тайная история" - это всего лишь политический заказ.
Феодора канонизированна христианской церковью, но начальный этап жизни будущей императрицы и святой не подтверждается и не опровергается текстом житий Феодоры, в которых кратко указывается - «была сначала грешницей, но потом раскаялась».Но все-таки надо признать, что по большому счету, Прокопий передает то, о чем шептались в Константинополе, когда куртизанка Феодора оказалась на троне. И если созданный портрет императрицы не слишком соответствует оригиналу, то он как минимум является «портретом» ее репутации.
Вот такие они, лица прошлого, скрытые от нас пеленой веков...
На картине: «Императрица Феодора в ложе цирка» Худ. Ж. Констан, конец XIX в.