Запретительный рефлекс: откуда он берется?

Jul 10, 2014 20:08

Вчера на улице я мимоходом увидела такую вот сценку: стоит на улице ларек с букинистическими книгами, среди которых есть и весьма неплохие. Женщина под пятьдесят, перелистывая страницы, беседует с продавцом о том, как приятно держать в руках настоящую книгу и как вся эта электроника совсем не то.... они упоенно воркуют в своей теплой ламповости, и тут продавец вдруг выдает:
- А я бы вообще запретил выкладывать книги в Интернет! Понимаете? Запретил!

Сценка вторая произошла 27 июня в Государственной думе: Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Виктор Шудегов предложил запретить "оскорбления, насмешки, упреки в некомпетентности, поучения, формирование негативного отношения в среде учителей и родителей и так далее", включив соответствующий пункт в статью УК РФ "Оскорбление представителя власти". Нарушителям этой статьи, по замыслу окологосударственного мужа, грозит штраф и исправительные работы на срок от 6 месяцев до 1 года.

Чуть пораньше в той же Госдуре прозвучало предложение запретить употребление иностранных слов при наличии русского эквивалента. Еще чуть раньше - запретить символику стран, сотрудничавших с нацистами (включая, видимо, символику РФ и СССР). Правда, авторам размножающихся, как амебы, запретов пока далеко до легендарного Онищенко, который, по утверждениям острословов, в итоге запретил сам себя и аннигилировал.

Обратите внимание, я намеренно выбираю самые дурацкие и самые безобидные инициативы подобного рода: о запретах поважнее все давно сказали за меня, мне же интересен сам феномен запрещательства.

Почему же мы так часто порываемся что-то запретить?

У каждого из нас есть свой набор стратегий - средств воздействия на мир. Стратегии могут вырабатываться в детстве (например, громко орать и топать ногами, когда не купили игрушку), усваиваться от родителей (экономить на всем и откладывать предпоследнюю копеечку на черный день - или наоборот, тратить все сходу и каждый месяц занимать у соседа одну и ту же сумму до получки), в школе, из кино, от сверстников... Какие-то стратегии работают хуже, какие-то лучше, какие-то сначала работали, а теперь перестали... Важно то, что с возрастом человек, как правило, перестает их собирать. И дальше всю жизнь живет с тем небогатым набором инструментов, которые успел освоить в детстве и юности.

Так вот есть у меня гипотеза, что люди столь часто прибегают к запретам просто потому, что не вспоминают - или попросту не знают! - о других возможностях. В конце концов, запрет - одна из наиболее часто используемых стратегий, в ее действенности успел убедиться каждый ребенок и против нее бунтовал почти каждый подросток. А что почти каждый родитель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда запрет не работает - ну и что с того? Мы будем снова и снова запрещать ученикам вертеться за партой; подчиненным - срывать сроки; бомжам - вонять в общественных местах; обстоятельствам - складываться не в нашу пользу. Потому что это ВСЕ, ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ. Если точнее - все, что приходит нам в голову.

Как заметил по этому поводу Абрахам Маслоу (тот самый, который придумал пирамиду Маслоу), "если из всех инструментов у тебя только молоток, так и подмывает во всем вокруг видеть гвозди."

Что же делать?

С депутатами - боюсь, уже ничего, разве что выгнать... Хотя, возможно, это говорит мой личный набор стратегий по общению с депутатами: обругать, проголосовать против, повздыхать и смириться, лелеять надежду о Страшном Возмездии В Будущем.

А вот лично с собой сделать можно довольно много - понимаете, вопрос-то вовсе не экзистенциальный, а чисто учебный. Этому учат, кое-где даже учат хорошо, и книжки про это пишут, да и можно просто взять себе пример для подражания/наставника и начать учиться у него. Да, это не всегда просто и частенько неуютно; да, это выход из зоны комфорта. Но если в ней самой не слишком-то комфортно - может, все-таки попробовать?

Учиться новому поведению не сложнее, чем высшей математике. Я пробовала и то и другое, так что знаю :)

про умное

Previous post Next post
Up