Неспетая песня моя, Уфимский драматический театр на гастролях в Оренбурге

Nov 23, 2024 12:00

Приезжал к нам башкирский драматический театр. В Башкирии родился и жил мой русский дедушка. Вообще Оренбуржье разнообразно национальностями: рядышком Башкирия, Татарстан, Казахстан. Самая красивая библиотека Оренбурга - татаро-башкирская. Полтора года я работала с адвокатом-башкиркой в национальном коллективе. То есть башкиры - свои люди у нас. В Казани я познакомилась с прекрасным татарским театром. Казахстанский театр недавно в последний момент передумал ехать к нам на фестиваль. А в Уфе я была по работе только один день, никаких театров не видела, только Салавата Юлаева возле тракторной выставки. Так что вопрос был - идти на оба гастрольных спектакля или только на один? На драму решила не идти, тут и на мелодраме люди расчувствовались, моя соседка слёзы вытирала. А представители наших татарского и драматического театров хлопали неохотно, только в конце.
Русским выдавали наушники с синхронным переводом, но в моей ложе с наушником была только я, шестеро так слушали, переговаривались то по-русски, то по-башкирски. Обычно маленький драмтеатр битком, но тут было много прорех, столь знакомых по татарскому театру: люди не знают про аудиоперевод, среди них стандартно невысокий процент театралов.

Спектакль музыкальный - главное его достоинство. Музыка отличная, мелодичные песни, хорошие голоса. По-моему, главный герой Хасан в молодости пел вживую, а его пожилая версия всё время или по большей части под фонограмму. Был момент: слова идут из динамиков, а артист на сцене с закрытым ртом. И ещё несколько человек пели, вроде на самом деле. Конечно, неприятно, когда под фонограмму, да в целом хорошо же было.
Почти столько же песен за спектакль, сколько у нас в музыкальном театре. Сильная сторона. Фидан Гафаров сказал, что всего третий показ.

Сюжет не очень быстро разворачивается, а потом на героя как начали сыпаться удары судьбы!
Мальчишка-старшеклассник из деревни увидел в клубе девушку из Уфы чуть постарше. Она на экономиста училась, посмеялась, что он хочет в институт искусств поступать. И тут 1992 год! Я думаю: какое искусство в такое сложное время.
На прослушивании в институт комиссия от него заахала. Ещё одно препятствие: преподавательница говорит, мол, в таком юном возрасте много петь вредно, может насовсем голос потерять, давайте скажем ему приехать в другой год. А руководитель ей: ага, вы уже так не один талант отправили восвояси, и ещё никто не вернулся, в строительный уходят и другие места.

Приняли. Потом ещё с какой-то звёздной песней отправили выступать на конкурс, где Хасан победил. Показывают по телевизору, фанатки бегают за автографами.
И тут появляется снова та профурсетка с торгово-экономического. Она загуляла с симпатичным незнакомцем, тот оказался женат, а она беременна. Вместе с подружками быстренько организовали Нажибе с Хасаном свободную комнату, и та ему: я беременна, женись. В институте заахали: найди себе жену из нашего культурного круга, не женись на продавщице. А он не то чтобы был влюблённый или как-то очень ответственный. Просто лёгкий на подъём человек: почему не жениться?

И начался кошмар. Когда Хасан закончил уфимский институт, его позвали стажироваться в Ла Скала с возможностью дальнейшего трудоустройства. На два года. Нажиба встала в позу: ты меня бросишь беременную, не заберёшь из роддома, не увидишь первые шаги ребёнка. Хасан мечтал об оперной карьере, но сделал грустное лицо и остался в уфимской филармонии.
В филармонии дело хорошо пошло, но поставили его петь дуэтом с женщиной. Нажиба с младенцем наперевес выскочила на сцену прямо посреди концерта, начала скандалить, что певица уводит её мужа из семьи. Хасана уволили.
Пошёл Хасан дворником. Живут они в общаге, Нажиба ругается с соседкой, которая когда-то помогала ей беременной. Соседка стала угрожать, что расскажет о ребёнке от Газиза. Нажиба сразу в слёзы: мол, врачи говорят, что сын умрёт на уфимской воде с фенолом, надо ехать в деревню. Уехали, Хасан ничего не узнал.

В деревне Нажиба совсем озверела. Отправила мужа работать лесорубом-строителем. Он вечером устроил ансамбль из старушек, выиграли грант, Хасан всем бабуськам поставил новые зубы. Позвали ансамбль на конкурс в город, а Нажиба в бешенстве, что муж ерундой занимается бесплатно, что к нему ездят репортёрши городские. Велела бросить любое пение. Пилит его без передышки из-за всего: телевизор маленький, а у соседей большой. Гонит работать, не накормив. Даже мать Нажибы старается утихомирить дочь: мол, душа мягкая у Хасана, угомонись. А Нажиба желает, чтобы муж сдох. Когда на ногу Хасана падает дерево, Нажиба в бешенстве кричит, что опять расходы.

И это всё длится больше 20 лет. Заказчиком очередного дома становится человек, который помнит Хасана певцом, и устраивает ему встречу с сестрой-продюсером. Та когда-то выиграла встречу с Хасаном на пике его славы, он сочинил музыку к её стихам и пел её слова со сцены. Счастливое время до атак Нажибы.
А теперь та бывшая школьница организовывает концерт к 75-летию преподавателя Хасана. Зовёт Хасана на сцену, а он 25 лет не пел. У него уже дыхания не хватает. Он уже считает, что жизнь его прошла: ему 47 лет. Но она организовывает ему помощь специалиста по возвращению голоса, и всё получается. Выступление Хасана объявляют как сюрприз. Юбиляр прислушивается, поднимает голову и бросается на шею любимого ученика. Все счастливы.
Хасан говорит продюсеру, что она - его неспетая песня.

Где-то между сломанной ногой и тем домом появляется из города бывшая соседка, которая говорит, что сын Хасана - не сын ему. Он довольно покорно и стоически это воспринял.
Это корявый момент истории: совсем не показаны отношения Хасана и Нажибы с сыном. То есть мальчик-то вырос при буйной матери и отце-трудяге. Либо у Хасана с не-сыном сложились хорошие отношения, и тогда не так уж важно, что сын не родной, не его вина, что мать - обманщица. Не хватило у творческого Хасана эмоций. Он не вспоминает, что не уехал в Ла Скала, не бесится из-за потраченной жизни. Наверное в депрессии - в нулевом состоянии. Видит только настоящее, просит Нажибу смягчиться в настоящем, не говорит ни о прошлом, ни о будущем. Если с не-сыном отношения плохие, потому что мать-торговка настроила его против названного отца, то вроде как должна быть более сильная буря эмоций из-за пропущенной жизни. Для Нажибы сын будто не существует, а Хасан - мишень.
Тут сюжетный провал.

Вообще история не льётся ровно, корявенькие фразы и паузы, тяжёлый язык. Мб это проблемы восприятия перевода через наушник, и артисты специально говорят медленнее, чтобы синхронистка успела прочесть перевод зрителям.
Не понравился мне маленький танцевальный номер в деревенском клубе, где Хасан и Нажиба впервые увиделись, именно хореография девушек на фоне, они были совсем не плавные. Но те же самые девушки потом танцевали рядом со звездой-Хасаном и всё было классно.
Я не поняла задумку с пожилой пианисткой в институте. Играла ли она на самом деле или только двигала руками над клавишами? Роль без слов.

Представителем от Башкирского театра был народный артист трёх республик Фидан Гафаров, которому 77 лет. Он играл старого учителя-юбиляра. Пожилой, по-стариковски медлительный, но всё же в дуэте с сыном спел одну песню. Повторюсь, что пели все очень хорошо (если это не запись). А его единственный сын играл пожилого Хасана, сыну уже 50.
Было бы здорово, если бы кто-то из наших пожилых артистов пришёл на спектакль. Конкретно, чтобы рядом с мужем-постановщиком сидела и наша заслуженная артистка Люция Каюмовна Абдуллаева, хотя в 80 лет наверное не так уж легко выбраться к культуре. Или пришли бы в свой театр пожилые артисты драмтеатра, которые ещё выходят на сцену иногда. Да ладно, хотелось бы видеть в зрителях гастрольного спектакля не двух артистов и двух театральных руководителей со всего полумиллионного города, а чуточку побольше.

культура

Previous post Next post
Up