Белый пароход, Чингиз Айтматов

Jan 03, 2024 10:00

После Пегого пса решила дать шанс Белому пароходу. Снова больная история, над которой я почти плакала. Слог красивый, но снова то же ощущение, что писатель играет с эмоциями читателей. Как в современных популярных книгах, где сюжет не вполне правдоподобный, но столько ужасов, что никто не сможет прочесть спокойно и как раз за счёт накала страстей оценит книгу выше. Айтматов переигрывает с кошмарами вот уже вторую книгу подряд. Мб как раз за счёт переигрывания он стал известен за пределами Киргизии?

Повесть 1970 года, когда противозачаточные таблетки только-только набирали популярность на западе, не в СССР. И главный герой - жертва отсутствия действенного предохранения, бедный никому не нужный ребёнок. Это же ужасно, что мальчику всего семь лет, а каждый из его родителей уже завёл новых детей - во множественном числе.
У матери две новых дочки, и она предполагает забрать сына к себе, если позволит муж и когда дадут новое жильё. Может быть и не место мальчику в той семье, где все ютятся в каморке, а дети шесть дней в неделю живут в интернате, тут он хоть на свежем воздухе растёт, в просторе. Но как же может она не скучать по своему мальчику, не приезжать к нему хотя бы по праздникам?
С отцом ситуация более привычная, отцы часто уходят и не помнят о детях. Я уже читаю другую книгу, где отец привязался к дочери, потому что часто держал её маленькую на руках. Если отцы не трогают детей, то они вряд ли их полюбят. Так и отец маленького героя: исчез после его рождения, не успел познакомиться с мальчиком и полюбить его. И вот у него уже двое-трое следующих детей, которые встречают его после работы на пристани: к ним-то он наверняка привязан.
Страшная тема лишних детей.

И тема деда Мамуна ужасная. Новая жена у него появилась уже после рождения внука, то есть он тогда был стар и с ребёнком на руках. В озлобленности новой жены я вижу непережитое горе от потери родных детей и страх привязаться к кому-то ещё, кого тоже можно потерять. Страх показать слабость - любовь и доброту. Этот страх, судя по художественной литературе, был у людей всегда, и судя по психологической литературе, встречается часто и сейчас: называется "избегающий тип привязанности". Чем больше человек боится потери, боится, что его любовь отвергнут, тем больше он нападает на других, выискивая у них недостатки. Хорошо хоть мальчик не слишком сильно страдает от подобной новой бабушки: злая и злая, что ж теперь.
Жалко дочь деда Мамуна, тётю мальчика. Бездетность - тяжёлая болезнь, неизлечимая в те годы, и мб дело даже не в самой женщине, а в её муже-алкоголике. Но если она хочет детей, что же не привязалась к сыну сестры? Живут ведь в крохотном поселении на три двора, кого же ещё любить?
Дядька - негодяй. Такие всегда будут недовольны жизнью и миром, какие бы перемены к лучшему не происходили. Он и родных детей лупил бы, как и жену: дочек за то, что они девочки, сыновей за то, что они недостаточно идеальны, всегда можно найти, к чему придраться. Жалкое существо. В советских книгах всегда есть подобные мерзкие антагонисты, как признание того, что и на пути к коммунизму есть вредные элементы. Сколько раз за время повести я всё ждала, что его поймают на преступлениях и накажут, но нет. Был бы хорошим человеком, привязался бы к племяннику, но похоже, что он неосознанно знал о собственной пустоте, из-за которой он ничего не сможет дать другим.

Название "Белый пароход" явно дано для большей привлекательности, хотя история сконцентрирована на оленьем народе - вот не подумала бы так о киргизах. "Белая олениха" привлекла бы меньше читателей. Тоже грустная история.
А финал... Я думаю, что для мальчика это лучший вариант. Ведь дед уже не смог бы жить дальше даже ради него.

литература

Previous post Next post
Up