Жень, я тебе обещала

Apr 06, 2010 16:01



Я предполагаю, что христианство и язычество удачно сосуществуют в рамках одной культуры и страны и по сей день. Язычество не было вытеснено христианством, а ассимилировало, приведя к появлению самобытной православной культуры России.

Наиболее интересным отражением славянской мифологии является приурочение языческих верований к христианским праздникам. Подобно другим арийским народам, славяне представляли себе весь круговорот времен года в виде непрерывной борьбы и поочередной победы светлых и темных сил природы. Исходной точкой этого круговорота было наступление нового года - рождение нового солнца.


В данном случае наиболее удобно для сравнения календарей опираться не только на известные славянские праздники, но и на Колесо года, универсальный календарь имеющий отношение к солнечным и аграрным культам.

Вот основные праздники Колеса Года:

Первым праздником, открывающим языческий год, считается Йоль (20-22 декабря, зимнее солнцестояние). В этот момент воскрешается-рождается Бог, отныне солнце будет прирастать, а сила новорожденного Бога укрепляться.

В католической традиции 25 декабря празднуется Рождество Христово.

(Сразу оговорюсь, что буду указывать еще и католические даты праздников в качестве поправки календарного переноса - старого и нового летоисчесления, случившегося в России значительно позже. Стыковка традиций к тому моменту уже состоялась)

Далее следует Имболк (1-2 февраля) праздник огня и молока, увеличения света, очищения. Молодой Бог растет, набирает силу, Богиня же меняет аспектацию, она становится молодой весенней Девой. Растения начинают наливаться соком, а овцы дают молоко (первое домашнее животное, приносящее потомство)

Славяне празднуют Громницу - единственный день, когда зимой может приключиться гроза с молниями и раскатами грома. Это день женской ипостаси-жены Перуна, богиня молнии и кормления детей

Христианский Мир празднует Сретенье. В России Сретенье 15 февраля.

В католической традиции празднуется день Очищения Девы Марии и почитается святая Бриджит (имеющая мифологические кельтские корни).

Остара - весеннее равноденствие (около 20 марта).

В северном регионе ощутимо начинается весна, начинается так называемое активное солнце, Бог начинает призывать Богиню.

По всему миру празднуется Пасха. Easter и Остара (Эостре, Эостре, Oestara) - фонетически приемственны. Обрядовый смысл пасхальных празднований - наполнение божественной, творящей силой всего вокруг (куличи и яйца, как основные фаллические образы, символизируют детородное могущество и силу Божества). Куда уж более языческое наполнение праздника ))

Основной мотив христианской Пасхи - перерождение мира, искупленного жертвой Христа, радость и новая надежда.

Славяне праздновали 2 праздника:

-   День Жаворонка - первой птицы, возвращающейся по весне. Для призвания весны выпекались жаворонки, внутрь которых закладывались предсказания. Этот день в народе носит название Сороки, но это уже не о птичках, а отсылает к почитаемым в христианском мире 40 севастийским мученикам.

-   Масленица-Комоедица, земледельческий новый год для северного региона.

Один из самых широких праздников с пирами, гуляньями, потешными боями до первой крови (такая кровь, падая в землю, благословляет и укрепляет урожай) и сжиганием Мары-Марены - женского божества зимы и смерти

Белнтайн - в ночь на 1 мая. Меняется аспектация богини - Богиня Мать. Жаркая, сладостная ночь, упоенная радостью единения Бога и Богини. Это день древней богини Живы, Жива (сокр. форма имени Живена, или Ziewonia, что означает «дающая жизнь») - богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруги Дажьбога. Богиня Весны и Жизни во всех ее проявлениях; подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым. Она - Богиня Животворящих Сил Природы, весенних бурлящих вод, первых зеленых побегов; покровительница юных девушек и молодых жен. При христианстве культ богини Живы был заменён культом Параскевы Пятницы.

Ранее праздновался Старый Белнтайн (5-6 мая) на эту же дату приходится чествование одного из древшейших божеств славянских язычников - День Даждьбога (первопредок славян), бога плодородия, солнечного света и солнечной силы.

По-моему очень красивый образ единения мужского и женского, падающий на эти дни, дуальность и гармонизация, восславление и принятие.

Не очень близко по дате, но родственно по смыслу празднуется Троица. Сошествие Святого Духа, осознание полноты божества и познание его сути.

Лита - летнее солнцестояние (20-23 июня).

Священный брак между Богом и Богиней (Перун и Лада), который будет праздноваться всем миром. Венки, костры, сборы лечебных трав, игрища, ночные купания нагишом, вода, как объединяющая сила со всем вытекающим символизмом.

День Ивана Купалы (Иоана Крестителя, ну да, дословный перевод у них такой) - венчает празненства. Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня по старому стилю празднуют 24 июня.

Лугнасад, Ламмас и тд - 1 августа (или 6 августа, если астрологически, этой датой называют старый Ламмас) праздник первого урожая и первого хлеба, чествование человеческих умений и знаний; так же это первое воспоминание о смерти и жертвоприношение для последующего воскрешения.

Католики празднуют Преображение Господне 6 августа, православные - 19 августа.

Одна из основных традиций на преображение - светить, приносить в дар/жертву злаки и созревшие плоды земли (на Руси этот праздник зовется Яблочный Спас).

Мабон - 23 сентября, осеннее равноденствие, праздник второго урожая.

Благодарность за урожай, восхваление умений человека, которые у него были и которые он приобрел теперь, чествование лесных богов и дикорастущих плодов Матери-Земли, Богиня Мать становится Богиней Старухой. Обязательным было совершение жертвоприношений о защите и здравии в надвигающейся зиме.

Православные празднуют Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).

Оба праздника имеют женский лик.

Самхейн, Самайн - ночь с 31 октября на 1 ноября.

На бытовом уровне этот праздник известен как Halloween.

3ий урожай, умирание Бога, воцарение самого темного времени, отворение  границ между миром живых и мертвых.

Католический мир празднует день всех святых  и поминает усопших следующим днем. Такая последовательность весьма логична и оправдана: поминая святых, человек активизирует защиту, прося покровительства и содействия длинной зимой, а вспоминая усопших, взывает к мудрости предков, родовой защите, тем самым завершая цикличный круг жизни и смерти.

Совмещение образов христианского и языческого миров привело к соединению образов святых и малых божеств. Особую область в бытовом православие представляет народная интерпретация образов христианских святых. Истоки культа святых уходят в дохристианские мифы и обряды, к древним верованиям многих народов. Впитав традиции дохристианских многобожных религий, христианство по существу превратило святых в старых языческих богов.
Под именами святых в православном пантеоне продолжали свое существование

древние славянские боги - покровители плодородия, природы, боги целители и

защитники. Главным объектом поклонения приверженцев православия на Руси  стал  не Иисус Христос, и не христианская Троица, а земная мать богочеловека дева Мария, которую чтут как Матерь Божию", «Богородицу».  В сознании членов русской православной церкви она  заняла - и продолжает занимать поныне - центральное место,  не предусмотренное ни догматикой, ни  нормами  церковной жизни. Этот евангельский персонаж, которому христианским вероучением отведена  далеко не центральная роль, приняла на  себя всё то,  что  раньше предназначалось Рожаницам и Мокоши. Христианская Богородица  стала  восприниматься с чисто языческих позиций: как женское аграрное божество, являющееся стимулятором непрерывного возрождения природы, источником плодородия земли, гарантом урожая, создательницей основ для  нормальной жизни  земледельца. Поэтому  вопреки христианской догматике, которая характеризует Богородицу прежде всего как “Матерь Божию", "Приснодеву", "Пречистую", "Всенепорочную", православные верующие выдвинули на  первый план функцию покровительницы, заступницы, помощницы в делах  первоочередной  важности. Её называют не только

"Утешительницей", «Целительницей», «Спасительницей», «Споручницей грешных», но и «Вододательницей», «Млекопитательницей», «Спорительницей хлебов». Компетенцией женских образов в православии считалась власть над стихийными явлениями - пожарами, эпидемиями  и т.д. Существовал обычай обходить горящие дома с иконой Божией Матери   “Неопалимая Купина”,  что   по  поверьям  помогало остановить огонь. Некоторые иконы Божией Матери - Смоленская, Владимирская, чтились как избавительницы от заболеваний - оспы, чумы, периодически поражавших целые области России. Наряду с Христом и Богородицей языческую окраску получили в русском православии и другие "силы небесные": как положительные (ангелы, архангелы, херувимы), так и отрицательные (сатана, бесы). К ангелам были причислены духи-покровители локального характера, вроде домового, а к бесам отнесена вся

та мелкая нечисть, олицетворяемая с неудачами и  бедами, которой  фантазия

славянина-язычника  населила  окружавший его мир.

В образе библейского пророка  Илии, как он воспринимался обыденным сознанием приверженцев русского православия, отчётливо просматриваются черты древнеславянского Перуна.  Поэтому и закрепилось за  ним название-Илья Громовержец. Молебны о дожде и ведре адресовались пророку Илие, просьбы об избавлении падежа рогатого скота святым Модесту и Власию.  Желавшие выйти замуж молились святой Прасковье и т.д. Севастийский

христианский  епископ Власий, никогда не занимавшийся скотоводством,

ассоциировался с языческим  Волосом (Велесом), переняв  от   него функции

"скотьего бога".

Епископ города Миры Ликейские Николай, который чтится церковью  как  Николай Угодник  или Николай Чудотворец, превратился в Николу-покровителя  земледелия и урожая,  так же властелин  водной стихии-спасителя рыбаков  и моряков (Никола  Морской).

Популярностью своей он соперничал на Руси со Спасом и Богородицей.

Иерусалимского христианского  архиепископа  Модеста "специализировали" как целителя скота,  римских врачей, мучеников- бессребреников Косму и Дамиана сделали "целителями кур" (а  заодно и  покровителями кузнечного ремесла - «святыми кузнецами»).

Христианская церковь (дабы гармонично вливаться в быт простых людей) как бы присвоила себе этот календарь и придала ему религиозно-христианский характер. К важнейшим датам древнего славянского  календаря был приурочен официальный церковный месяцеслов - святцы. Однако образовавшиеся в результате их слияния “бытовые святцы” свидетельствуют о том, что церковь не совсем добилась желаемого успеха.
Христианские имена и названия получили прозвища и наименования, лишь внешне связанные с церковными, а по содержанию - языческие, близкие и понятные крестьянству.
Пример. Даты календаря напоминают крестьянину о близких полевых работах:
Март:
1 - Евдокия (гадали об урожае ржи по полосам снега)
4 - Герасим  Грачевник (прилет грачей);
7 - Василий Капельник
9 - Сорок Мучеников (прилет жаворонков) и т.д.

Надеюсь, материал получился хоть и немного сумбурным, но достаточно наглядным. Как видишь, современный мир вокруг нас очень сильно пропитан языческой традицией ))

КартиныМира, Лиса

Previous post Next post
Up