Создаваемые образы и предлагаемые обстоятельства

May 07, 2009 11:44


Мысли после спектакля театральной студии МГПГ-л "Неудачная репетиция"

«Настоящая комедия положений», «фарс», «драма» - говорим мы о жизненных ситуациях, это «простая жизненная история» - говорим мы о театре. Можно соглашаться или спорить с Шекспиром, но факт остается фактом. Иногда мы не можем отличить театрализованное действие от реально происходящих жизненных ситуаций. Иногда этот переход от режиссуры со стороны к театру одного актера настолько неуловим, что оглядываясь назад, смотря на последствия того, что сделано, остается один только вопрос «как же так?».

Культура развратила человеческий род, даровав ему магию сотворения в уме, умение заставлять мгновению остановиться, возможность прочувствовать и ощутить опосредованно. И если Бог даровал нам возможность жить и творить в реальном времени, то театром и литературой нас искушает Дьявол.


С каким упоением мы читаем хорошо написанные книги, как мы мечтаем о столь же ярких чувствах, как у Ромео и Джульетты, как мы играем в войну во дворе, изображая героев.

Если сопоставлять жизнь, литературу и театр, то различие состоит только в степени погружения в действо.

Жизнь мы проживаем во всех ее проявлениях, от первого крика до последнего вздоха, ее просто нет без нас; театральный мир - мы можем быть частым его гостем или не бывать там совсем, сидеть на последнем ряду или найти в себе смелость выйти на сцену актером или режиссером; литература - человек не прочитавший ни одной книги все равно находится в общекультурном и литературном поле (семиотическое поле). С детства мы впитываем образы и маски из сказок рассказанных нам, ассоциируем себя с героями, проживаем ситуации.

Особо впечатлительные так и остаются в выбранном образе всю жизнь или меняют маски, которых на самом деле не так-то и много (да, я сейчас о жизни, а не о комедии дель арте), лишенные воображения предпочитают великолепию литературы заголовки газет. Хотя и те и другие находятся под давлением Литературы (да, именно так, с большой буквы). Среди некоторых тестовых вопросов для определения психотипа человека есть вопросы о любимом психологическом герое или любимой паре. Вы считаете, что это глупость? Нет, мы склонны в реальной жизни проигрывать ключевые моменты «жизни» героя и искать себе пару, отыгрывая сюжет отношений любимой пары. Вот только одно но…

Литература и театр в сравнении с жизнь мертвы. Это остановленное мгновение, которое жизнью не является. Даже не стоп кадр, как таковой, а галерея последовательных, отретушированных кадров. Кадров, потому что даже в самой современной технике между кадрами есть задержка; отретушированных, потому что ситуации и герои подгоняются под главную мысль, которую несет автор.

Жизнь в театр и литературу вдыхает погружающийся в нее. Даже максимально прописанный образ может стать живым только стараниями актера, его голосом, его взглядом, жестом.

И в этом заключается магия Мира, где мертвое стало живым. В этот момент человек берет на себя роль Бога, творя внутри себя, творя вокруг себя. Человек становится Причиной (тоже именно с большой буквы). А все остальные повинуются воле человека, становясь участниками его игры, актерами его театра.

Посмотрите на Нину:

Молодая, прекрасная, беззаботная девочка, выросшая при сильном отце, явно не только баловавшем, но и направляющем ее. Отец влюблен в литературу и театр, привил эту любовь и дочери, посвятив ее в мистерию и магию процесса, рассказав и глубине, сложности и красоте образов, созданных великими. И дочь росла среди воздушных замков, с отрывающим от земли упоением играя с литературными героями, как с игрушками, создавая сюжеты и примеряя маски живым людям. Она ребенок и словно ребенок ненасытна в игре, эгоистична, она божественна в этот момент, потому что своей волей создает игру. Да иногда волей невысказанной и уж тем более почти ни когда не осознанной. Она бы с радостью поступала в театральный, однако отец запретил. Он-то не подменяет понятие реальной жизни театром, он наблюдающий и восхищающийся человек. Что же ей остается? Как любая молодая девушка, она играет в любовь, «прекрасная дама и трепетный юноша», «мерзавец и роковая стерва», «Лолита и взрослый мужчина». Она играет, самозабвенно забыв, что это реальная жизнь, что у окружающих есть своя жизнь и обязательства и чувства. Она безответственна, но она так долго жила среди книг и пьес, столь долго наблюдала «жизнь» со стороны, что теперь, выйдя из под присмотра папы, творит то, что хочет. Она настоящая, она живая и жизненная, я лично знакома с подобными девушками.

А все остальные - предлагаемые обстоятельства, обладающие своим образом и прописанной ролью. Но для Нины это лишь декорация, в которой она главная героиня и все закончится непременно хорошо. Потому что она так хочет.

Вот только жизнь такое не прощает, она напоминает, что это не репетиция перед премьерой (хотя каждый получает свой опыт, возможно, усваивает свой урок…

А я смотрю на это и в очередной раз удивляюсь, насколько удивительно жизненный и живой спектакль получился у студии в этом году, как удивительно он резонирует, как сверкает талантом каждого из актеров, как совмещается в нем классика и новаторство (я не только о введении текстов АПЧ, но и форме подачи, о многосложности пространства и текста спектакля).

И я говорю спасибо Вадиму Александровичу и всем актерам, особый поклон Даше Финогеевой, и всем участвовавшим в спектакле.

*за скобками*

И я думаю: надо быть достаточно умным, чтобы не путать жизнь и искусство, надо иметь смелость проживать реальную жизнь, надо иметь мудрость и волю быть Причиной…

про театр, женщина, из жизни

Previous post Next post
Up