Есть такая сложно проходимая последовательность событий для пограничного, как "фрустрация-агрессия-слезы тщетности". Опыт проживания горя рядом с близким человеком, оплакивания каких-то детских бед в любящих руках - это то, чего был лишен пограничник. И это то, чего ему так жизненно не хватает.
Помнить хорошее и скучать, а не переключаться в негатив - это следующая ступень в эволюции сознании. Это многократная проработка ситуаций в попытке пройти дальше, за границы собственных шрамов, к интеграции. Адски сложная, жрущая кучу ресурсов. Но важная.
"Когда бывший "пограничный" пациент начинает переживать настоящую грусть, он приступает к весьма болезненному аспекту работы горя, который включает осознание, переживание и интеграцию (Semrad, 1969) не только сложного опыта детских отношений с родителями, но и более поздних разочарований, связанных с нарцисстической идеализацией." статья "Одиночество и пограничная психопатология: отсылка к детскому развитию".
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2736 Слезы тщетности (tears of futility)
Человеческий рефлекс, который проявляется в плаче при столкновении с неизбежностью, особенно, если разочарование было слишком сильным. Грусть и разочарование - сопутствующие этим слезам чувства. Мы испытываем тщетность, когда что-то не происходит или не может произойти. Когда тщетность фиксируется эмоционально, сигналы подаются в слёзные железы, в результате чего мы плачем. Эти слёзы отличаются от слёз фрустрации. Опыт ощущения неизбежности, сопровождающих переживаний грусти и отпускания очень важен для развития ребенка. Словарик Ольги Писарик
http://olgapisaryk.livejournal.com/117451.html#cutid1