Отпуск под названием «Остаться в живых»

Aug 21, 2009 23:01

Текст получился большой. Если вкратце, то поездка на Алтай закончилась слишком скоро и трагично: в туре по Алтаю умер наш водитель Борис, отдохнуть не получилось, лишь последние нервы истратили.

8 лет я прожила в степном Алтае и никогда не была в Горном Алтае. И вот наконец-то мы с мамой решились съездить в горы Алтая. Выбор пал на туроператора «Алтай-тур», который предоставлял авто-тур по всему Горному Алтаю. Перспектива спать в палатках и в спальнике меня как-то не особо радовала, да и вообще идея с этим авто-туром как-то напрягала, ехать вообще не хотелось, но… все же поехали.

12 августа мы поехали на автобусе из Новосибирска в Барнаул, где нас на следующее утро должен был забрать автобус «Алтай-тура». На полпути в Барнаул наш автобус сломался. Всех пассажиров пересадили на другой автобус, подъехавший через полчаса. До сих пор помню свои слова, сказанные на всё это в шутку: «Может нам не надо ехать дальше». Второй автобус сломался в Барнауле, не доехав буквально 300 метров до автовокзала.

На следующий день рано утром мы уже ехали в автобусе «Алтай-тура» с еще пятью туристами, с которыми нам предстояло путешествовать две недели по Алтаю. Из Барнаула нас привезли в Барангол, где находилась сама организация «Алтай-тур», и откуда нам предстояло начать свой путь. Нас семерых и еще семью из 4 человек с кучей вещей загрузили в машину. С нами еще ехали водитель машины Борис, инструктор Вера Ивановна и стажер Александра, девушка лет двадцати.

После погрузки в машину пришло первое разочарование - инструктор, советского закала, бой-баба, так сказать, начала заваливать нас какими-то энциклопедическими справками об Алтае, реке Катуни, местных достопримечательностях и известных людях, выросших в Алтае. В машине совершенно отсутствовали ремни безопасности, а людей вместе с сумками, рюкзаками и коробками/пакетами/баками с продуктами мотыляло по всему салону.

На первую ночевку мы остановились поздно, ночь нам предстояло провести у реки. С горем пополам установив палатки на влажной от дождя земле, разведя костер, начали готовить ужин. Варили еду в темноте, при свете фонариков: кто-то чистил картошку, кто-то отмывал посуду, в то время как инструктор лишь командовала. Но! Всего этого мы, туристы, по условиям этого тура, не обязаны были делать. В программе этого тура было указано, что должен быть повар, который будет готовить, должно быть два костра - один для готовки, а другой для посиделок/просушки вещей и проч. Даже меню на все дни тура было выслано по электронной почте, разнообразие которого просто поразило. К тому же этот тур считается самым легким, подходящим для неподготовленного человека. Именно поэтому наш выбор пал на этот авто-тур. Но мы даже предположить не могли, чем это все для нас закончится. Наш тур должен был проходить с 13 августа по 24 августа, но не для нас с мамой.

На второй день мы собрали мокрые палатки, вещи и поехали в альплагерь Актру, где должны были провести две ночи, сходить на ледник и к Голубому озеру. До самого альплагеря пришлось добираться пешком примерно 8 км в гору, потому что в машине ехать было бы опасно. Оказавшись в альплагере, наш инструктор предложила нам 3 варианта мест, где можно было переночевать: у реки, где холодно и ветрено, но бесплатно; под кедровыми деревьями в самом альплагере, но уже за небольшие деньги, или… в маленьком домике-сарайке, где, кроме нар с грязными матрасами, такими же грязными стенами и полуразрушенной печи, ничего не было.

После первой ночи многие простыли, промокли, поэтому даже эта сарайка с печкой была для нас просто спасением. Я с мамой и Юля с десятилетней дочкой Викой, которая к тому времени заболела, заняли одну из двух, разделенных друг от друга, комнат. В другой комнате поселились Виктор, Александр и Лена. Остальные ночевали в палатках под кедрами рядом с домиком. С трудом добыв глину и замазав ею щели в печке, к вечеру растопили печь. Забавно вспоминать то, как всей комнатой лечили девочку Вику, как пытались помыться в этом домике, как полночи болтали, как к нам в домик посреди ночи вошла алтайка с вопросом: «У вас нет наших мальчиков?», как через какое-то время в комнату влетел Виктор с фонариком на голове, надеясь напугать нас всех. На этом беззаботное веселье для нас всех закончилось.

На следующий день (15 августа) мы должны были пойти на ледник Актру и к Голубому озеру, после чего нас должна была бы ждать бесплатная баня (всего за тур их должно было быть 4). Но наш инструктор, явно желая и в этом на нас сэкономить (как и на еде), поставила нас перед выбором: а) либо мы идем на ледник и Голубое озеро, но не идем потом в баню, потому что якобы баню нам альплагерь может предоставить только на час (это на 11 человек то!) и только в 16.30 и б) мы идем только до ледника, но уже с последующей баней (опять же всего на час). А такое положение дел мотивировалось тем, что мы сюда «приехали смотреть на природу, а не в банях мыться, в то время как бани были предусмотрены программой.

15 августа рано утром выпал снег. Казалось бы, радостное событие, но не когда в 6 утра тебя, заснувшего только под утро, и всех туристов бесцеремонно будит инструктор, чтобы сообщить об этом.

Тепло одевшись, мы направились к леднику, а вернее к Бараньим лбам (две почти одинаковые горы, между которыми пролегает тропа на ледник и Голубое озеро). Дойдя до Бараньих лбов, наша группа разделилась: женщины с ребенком пошли обратно в лагерь, а все мужчины, инструктор, стажер, я и еще девушка Света пошли на ледник. Начав взбираться по крутой горке, покрытой снегом и сыплющимися из-под ног «живыми» камнями и песком (морена), я поняла, что совершаю глупость, идя к этому леднику, потому что моя обувь совершенно не подходит для подобных вылазок в горы, тем более после снегопада. Слава богу, мою технику нес Саша, за что ему большое спасибо!

Тропа между Бараньими лбами была самой трудной и опасной. Добравшись до верха, перед нами открылась панорама на ледник, покрытый свежим снегом. Потом нам предстоял спуск к леднику по сыплющимся и совершенно непредсказуемым из-за покрывающего их снега камням, по морене. Взобравшись на середину ледника, наш инструктор неоднократно пыталась как-нибудь отговорить нас идти к Голубому озеру, мотивируя это заботой обо мне и стажере Саше, которая, как и я была в кроссовках, но никто не хотел останавливаться на полпути. И мы пошли дальше, к озеру. Пройдя почти весь ледник, мы взобрались по соседней невысокой горе, за которой и находилось это Голубое озеро. Честно говоря, я была разочарована. Перед нами было отнюдь не голубое, а какое-то бесформенное, серо-зеленое озеро с какой-то «биллайновской» (желто-черной) железной будкой на берегу. Там мы перекусили остатками еды (при этом выяснилось, почему она так заботилась обо мне и Саше - она «думала, что мы не дойдем до Голубого озера, и не взяла с собой побольше еды, впрочем, как и аптечку, а про отсутствие термоса с горячим чаем я вообще молчу). Покушав, мы пошли обратно. Спускались мы, на удивление и радость, очень быстро, хотя и с остановками. Всю дорогу меня не оставляла мысль: «Ну куда 56-летняя женщина, бабка, идет в горы, да еще и людей за собой ведет!». Для нее даже поход налегке, без рюкзака (его нес один из туристов) тяжело дается. В лагерь я прибежала четвертой, прямо ко времени бани (желание помыться в бане оказалось хорошим стимулом, аж третье дыхание открылось), а наш инструктор оказалась среди самых последних.

Смешно и горько стало, когда мне сообщили, что эта самая баня находится в километре (!) от альплагеря… уже с матами и прочими ругательствами (иначе уже не получалось после такого тяжелого похода) я таки добралась до места и нашла эту баню. Все наши женщины помылись, а вот мужчины пошли в баню только в 12 часу ночи, просидев до этого под окнами бани несколько часов. Как потом выяснилось, тур-фирма выдает каждому инструктору деньги на баню на 3-4 часа как минимум, а уже сам инструктор заказывает баню заранее. Наш инструктор, похоже, просто хотела прикарманить эти деньги себе…

Вечером же она сообщила трем людям, жившим в соседней комнате домика, о том, что они должны немедленно съехать, потому что туда администрация альплагеря заселяет на ночь алтайцев. Женщину (Лену) мы взяли в свою комнату домика, а мужчины переселились в палатки. Этим же вечером инструктор сообщила, что мы, живущие в домике, должны сдать ей деньги до 12 часов ночи (!), потому что якобы администратор альплагеря Аня хочет с утра подольше поспать. Такой очередной внезапный поворот событий несколько напряг нас. И вот тогда, несмотря на запреты инструктора общаться с администрацией альплагеря, мы все-таки пошли в администрацию лагеря и выяснили следующее: мы, как оказалось, занимали этот домик незаконно (!), администрация даже не знала о том, что мы там живем, и была удивлена, что мы поселились именно в этом домике, потому что его редко снимают, а если и снимают, то только алтайцы, остальные же туристы, приезжающие в этот альплагерь, снимают домики поприличнее.

Эта новость нас шокировала. Тем не менее, ночевать пришлось по соседству с алтайцами, которые посреди ночи буянили, начали топить свою печь, отчего к нам в комнату начала проникать гарь. Слава богу, не угорели этой ночью. Еще одной неприятностью этого вечера стало то, что эта инструкторша пришла к нам в домик и своими придирками и словами пыталась прилюдно отчитать и унизить мою маму за то, что та осмелилась высказывать свое мнение и указывать на все нарушения тура. Такое чувство, что эта женщина просто получает удовольствие, когда другому человеку плохо, ей доставляет удовольствие унижать и пугать людей. Возникает ощущение, что в свое время она не достигла того, чего хотела, к чему стремилась, а теперь мстит тем, кто чего-то в этой жизни достиг и может позволить себе жить и отдыхать комфортно.

На следующий день (16 августа), переговорив со всеми нашими туристами, было решено отказаться от этого инструктора и, спустившись с Актру (где нет связи), позвонить в «Академ-тур» и потребовать заменить инструктора. Все это предварительно мы сказали нынешнему инструктору, из-за чего наш отъезд несколько задержался. Но уехать из лагеря Актру в этот день нам так и не удалось…

Загрузившись в машину, мы стали ждать отъезда. В машину вошла инструктор и сообщила дальнейший маршрут. В ответ последовала гробовая тишина с нашей стороны. Никто не желал говорить и даже просто смотреть на этого человека. Она вышла, но через несколько минут вернулась, попросив мою маму выйти из машины на минутку под предлогом «личного вопроса». Оказалось, что инструктор подумала (!), что моя мама - врач, и сообщила, что нашему водителю плохо, у него болит сердце, а «Валидол» уже не помогает. На предложение моей мамы дать более сильное лекарство, после которого водителю необходимо полежать как минимум час-два и немедленно вызвать врача, инструктор настаивала на том, чтобы мы ехали дальше. Мы все категорически отказались ехать с больным водителем. Мама побежала в администрацию альплагеря за помощью, хотя инструктор уверяла нас, что врачей в альплагере нет, но, как оказалось, они там все же были. Вот только узнали об этом мы слишком поздно. Я помню, как мы все стали выходить из машины, я заглянула в кабину машины, где водитель Борис почти лежал на руле, потом я отошла в сторону, поворачиваюсь, смотрю в кабину, а Бориса там уже нет. Как оказалось, он просто выпал из машины. Он потерял сознание. Мама, прибежавшая из администрации, я, стажер Саша и еще какой-то мужчина с альплагеря пытались спасти Бориса, в то время как наша инструктор вообще ничего не могла сделать, чтобы хоть как-то помочь (как потом оказалось, в аптечке водителя даже нашатыря не было, впрочем, как и многих других лекарств). Прибежали врачи, все наши туристы ушли подальше, а рядом с врачами по-прежнему оставались мы с Сашей, мама куда-то пропала (ей стало плохо). После слов врача: «Если адреналин ему не помог, ему уже ничто не поможет» я тоже отошла… Хотелось плакать, просто не верилось, что он умер…
До сих пор ужасает то, что я увидела: мимо проходили двое туристов, а один из них стал фотографировать то, как пытались реанимировать Бориса, его последние минуты жизни… кровь в жилах застывает, когда видишь, как люди фотографируют для себя такое, чтобы потом друзьям хвастаться такими фотографиями…

После случившегося моей маме стало очень плохо, у нее от всего этого случился нервный срыв.

Весь день труп Бориса пролежал в тени дерева рядом с машиной, пока вечером не приехала милиция и не забрала труп… Но… больше всего ужасает то, что Бориса можно было спасти. Он сейчас мог бы быть жив, если бы не наш инструктор, она знала, что у него уже был инфаркт, но, тем не менее, села с ним пить вечером перед случившимся, перед выездом на маршрут (а пить в горах (более 2600м над уровнем моря) - это самоубийство, что должен знать каждый турист и уж тем более инструктор). Пойди она к врачам на час-два раньше случившегося, и Борис бы не умер… Она могла спасти его, но ничего не сделала!
Вечером 16 августа администрация альплагеря поселила нас на ночь в приличный домик. С этого момента в альплагере находиться было просто невыносимо: такая жуткая, напряженная и угнетающая атмосфера. Если бы наша группа не оказалась сплоченной с самого начала, то еще не известно, как бы мы это все пережили.
После смерти Бориса и после того, как стало плохо моей маме, я жила в этом альплагере с постоянным ощущением страха.

Еще вечером перед случившимся я вспомнила, как Виктор, снимавший это путешествие на видеокамеру, предложил придумать оригинальное название для этого видео. И в свете происходящих событий я пошутила, что надо будет назвать этот фильм «Последний герой» или «Остаться в живых»… в живых остались не все…

На следующий день мы с мамой уехали в Барангол, а остальные туристы на свой страх и риск поехали дальше. Инструктора им не заменили, потому что другого в тур-фирме просто нет, а все разбирательства будут после окончания тура. Ребята поехали туда с этим монстром, с малым количеством еды, почти без дров (этого она тоже пожалела, в результате чего наши мужчины по всему лесу собирали дрова, чтобы не замерзнуть на плато Укок) и в подавленном состоянии.
Приехав в Барангол, мы написали тур-фирме «Алтай-тур» свою претензию, т.к. отпуск был испорчен полностью.

Еще одним ударом для меня была новость о случившейся утром 17 августа аварии на Саяно-Шушенской ГЭС.
Ровно год назад (22 августа) я была на этой ГЭС, была в этом машинном зале, где все и произошло.… До сих пор помню, как экскурсовод говорила, что эта ГЭС простоит как минимум еще 100 лет. Это просто ужасная трагедия, в которую до сих пор не верится…