Брак в ритме танго: Софья и Лев Толстые (ч.1)

Dec 13, 2024 21:23

Обожаю составлять свои личные, непрямые пары фильм/книга на какую-то тему. Порой такая пара гораздо конгруэнтнее прямой- экранизации и первоосновы. Например, к Жизни взаймы шикарно подходит Форд против Феррари. Где драйв быть гонщиком струится с экрана и притягивает.

На биографию Софьи Андреевны Толстой ("Соня, уйди!" соавторства П. Басинского и Е. Барбаняги и , в пару к ней, фильма "Последнее воскресенье") меня вывел второй заход в чтении Анны Карениной, которую, кстати, считают идеальным, лучшим романом в мировой литературе.

И реальная история захватила меня  гораздо больше выдуманной.  Анну я не дочитала, а вот про С.А. и дальше ищу источники. Хотя... В чтении выдуманного романа есть особое удовольствие - видеть в героях и их отношениях множество отражений автора и его личных историй.

Общеизвестная версия, что свои отношения с женой Лев Николаевич отчасти выписал в Левине и Кити. По крайней мере, знаменитая сцена с объяснением на сукне точно из их жизни. И эксперименты с хозяйством (увы, чаще неудачные) точно про Толстого. Но, если присматриваться, можно найти "осколки" характеров, отношений Толстых и в Анне- с ее демонстративностью и Вронском - молодом офицере, а Быков считает, что и в Долли и Стиве.   История, как калейдоскоп, рассыпается на кусочки, которые могут складываться в разные фигуры.

А, если очень постараться, то можно увидеть и предвидение автором будущего. Анна, которая не хочет жить при охлаждении к ней любимого, и Софья Андреевна, которая неоднократно в аффекте пытается покончить с собой при конфликтах с мужем в последние годы их брака и при известии о его уходе. Она так же одинока, как Анна (на ее стороне только сыновья), а весь мир смотрит на нее с укоризной: "Гения довела!". В глазах общественности она или виноватая, или сумасшедшая. И даже поездка на вокзал в странном, смятенном состоянии, с ядом в сумочке тоже была.

Можно сказать, что я притягиваю факты за уши. Но, прочитав письмо-пророчество Льва Николаевича о будущем своих детей соглашусь лишь отчасти. Гений порой видит то, что и сам не вполне может понять и расшифровать...

Как ни странно, для меня история этих отношений утешительная, трепетная и христианская. "Любовь долготерпит, милосердствует и никогда не перестает".

И в то же время - история феминистская. Про женщину, которая сохранила и развила свою собственную личность, несмотря на ранний брак с человеком значительно старше, статуснее. С человеком, которого обожала и смотрела снизу вверх.
Пройдя через 13 беременностей, 5 детских смертей, выкормив грудью всех своих детей, она развила свою волю, осталась верна любви к музыке, что муж не одобрял, создала домашний очаг, сохранила свою любовь к человеку, что очень изменился за годы их совместной жизни, вырастила достойных детей.

Будучи отчасти неназванной феминисткой, яростно споря с мужем по каким-то вопросам, одновременно она была преданной женой, заботливой матерью, секретарем и издателем писателя мирового масштаба.

Пока муж отдавался духовным исканиям, шил сапоги, разводил пчел, писал и общался с посетителями, она занималась обыденностью и бытом: руководила поместьем, воспитывала, лечила (и хоронила!) их детей и его самого. Она даже не боялась спорить с гением на его поле. И в ответ на Крейцерову сонату написала свою повесть Чья вина? Правда, и сама же добилась у императора на личной аудиенции печати этого неоднозначного произведения. Обижалась, как жена и женщина, чувствовала успех и выгоду, как издатель,

Она вместе с мужем помогала крестьянам, лечила их, учила своих детей, делала для них своими руками книжицы в дорогу. Она организовывала приемы и ужины для интеллектуального круга, который собирался вокруг Толстого и мирилась с потоком самых разных посетителей и паломников, когда он стал философом.

Для меня это история о том, как сильные люди со своим характером, со своими травмами и уязвимостями, смогли прожить в браке 48 лет. И пусть их танец неидеален, но он - продолжал быть. Для меня это примерно как если бы Ретт и Скарлетт смогли остаться и состариться вместе.

Для меня эта история про людей, которые могли и хотели видеть Друг друга. История про несовершенное танго - с падениями и наступаниями на ноги двух людей, которые очень хотели продолжать танец с этим партнером. Хотя порой и пытались его сменить (и я отнюдь не про секс и измены, а про духовную близость - с Чертковым и Танеевым).

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится."

И добавлю - хоть и может каждый человек оступиться и отойти от этого идеала - и гордиться, и превозноситься, и бесчинствовать- но никогда не поздно вернуться снова и продолжить восхождение вверх.

И, говоря это, я думаю про героев. Каждый из них был в чем-то недоволен другим - в конце их брака. И все же- их любовь, их танец -прекрасны своей длительностью и живым несовершенством.

книги, фильм/книга, Б, размышлизмы, 2024, "Анна Каренина", биография

Previous post Next post
Up