Про феминизм и любовь в "100 лет одиночества"

Apr 10, 2024 12:20

Я тут решила освежить память и пошла в начало. Так вот, у Урсулы и Хосе Аркадио Буэндиа были противоречия, но... Я все же считаю их любовь большой и настоящей, близкой к идеалу. Критерии:

-они вместе справляются с трудностями (уход из родных земель и постороение Макондо);

-они вместе долго, меняются и принимают изменения друг друга. При этом "принимать" может быть и "держать привязанным под деревом во дворе"(если он сошел с ума);

- но лично для меня, наверное, главное - это про дублоны, которые он переплавил в ничто, а она его этим -не пилила! Не вспоминала! Не попрекала! А пошла и стала делать леденцы на продажу.  Пик и апофеоз любви;

-у каждого из них свой путь, но Пути во многом пересекаются. Она не требует от него идти, куда надо ей, а он - от нее. Вместе они строят и ремонтируют дом, она копит деньги, он тратит)). Он интересуется наукой, она скептична.
Но вот когда он собирается уйти из Макондо -что для нее категорически неприемлемо, а для него скорее сиюминутная блажь- она внешне не спорит, но делает так, что он никуда не уходит. Но внешне его достоинство не унижено и не попрано)). Общая их ценность - семья, ради чего собственно, все и происходит.(Изабелла, привет!) ;
-они умеют слышать друг друга. Урсула ругается редко, но метко. И вот эпизод показателен (включает и предыдущий):

"-Нам отсюда вовек не вылезти, - жаловался он Урсуле. - Будем гнить тут заживо, не получая пользы от науки». Эта мысль, сверлившая ему мозг не один месяц в сарае-лаборатории, заставила его решиться на перенос Макондо в более удобное место. Но на сей раз Урсула успела помешать его бредовой затее. Трудясь тихо и упорно, как муравей, она настраивала женщин поселка против непостоянства мужчин, которые уже нацелились сменить один дом на другой. Хосе Аркадио Буэндия не заметил, с какого времени и благодаря каким вражьим козням его замыслы стали опутываться сетями сомнений, увиливаний и возражений, пока не превратились для всех в чистейшую мечту. Урсула с невинным видом наблюдала за мужем и в душе испытала даже некоторую жалость к нему, когда однажды утром заметила, как в своем сарае он, что-то бормоча под нос о переезде, укладывает лабораторные приборы в специальные ящики. Она дала ему закончить дело. Дала ему забить гвоздями ящики и на каждом начертить чернилами свои инициалы, не упрекнув его ни единым словом, но прекрасно зная, что и он знает (она это поняла, слушая его ворчливые монологи): мужчины не пойдут за ним из поселка. Лишь тогда, когда он начал снимать в сарайчике дверь с петель, Урсула решилась спросить его, зачем он это делает, и он ответил ей с долей горечи: «Раз никто не желает идти, мы уйдем вдвоем». Урсула пальцем не шевельнула.

- Мы никуда не пойдем, - сказала она. - Мы останемся здесь, потому что здесь у нас родился сын.

- Но у нас в семье еще никто не умер, - сказал он. - Человек - вольная птица, пока мертвец не свяжет его с землей.

Урсула возразила тихо, но твердо:

- Если надо, чтобы я умерла, лишь бы остаться здесь, я умру.

Хосе Аркадио Буэндия не верил в несгибаемость ее воли. Он попытался заворожить жену своей бурной фантазией, обещанием чудесной жизни в мире, где стоит лишь окропить землю волшебной жидкостью, чтобы всякий овощ и фрукт вызревал в мгновение ока и где за бесценок можно купить любое лекарство от всех болезней. Но Урсула не поддавалась его чарам ясновидца.

- Вместо того чтобы пороть чепуху, ты лучше бы занялся своими детьми, - отвечала она. - Посмотри на них, растут, как бурьян, по воле Господа Бога.

Хосе Аркадио Буэндия понял слова жены в буквальном смысле. Он взглянул в окно, увидел на солнечном огороде двух босоногих мальчишек, и ему почудилось, что они появились на свет только сейчас, рожденные вдруг упреком Урсулы. Что-то в нем дрогнуло, что-то необъяснимое и бесповоротное вырвало из настоящего времени и вернуло в непознанную область воспоминаний. Пока Урсула продолжала подметать полы в доме, который - теперь она была уверена - не оставит до конца жизни, Хосе Аркадио Буэндия растерянно глядел на мальчиков, и глаза его увлажнились; он отер веки тыльной стороной руки и издал глубокий вздох самоотречения.

- Ладно, - сказал он. - Пусть придут и помогут мне вытряхнуть вещи из ящиков.

Но с того дня, когда Хосе Аркадио Буэндия позвал сыновей помочь ему вынуть из ящиков лабораторные приборы, он стал посвящать им очень много времени."

Вот это и есть для меня любовь. Это и есть для меня хорошая семья. Это и есть для меня настоящий феминизм. Вот это и есть осознавание мужчиной своих детей- черезз несколько лет после рождения)).

Не противостояние мужчинам или жизнь без них, а умение осознавать разность с ними и быть с этим, договариваться, находить вин-вин. И в то же время - опора прежде всего на себя, свое мнение, свои навыки и таланты, умение быть устойчивой без "каменной стены" или "широкого плеча". (Если бы этого не было, она и дублоны бы оплакивала, и за ним бы пошла, с упреками и слезами, но пошла бы).


П.С. А посоветуйте мне песню какую по мотивам поста. Что-то типа "вдвоем, спина к спине, против всего мира". Ну, или совсем другое, но близкое к теме и кусочку романа из поста. Или к мистеру и миссис Смит).
П.С.С. Когда идешь по второму кругу в чтении этой книги сразу после первого, читается легче, уже видишь некую структуру, как будто слетает туман.

книги, М, размышлизмы, 2024

Previous post Next post
Up