Абуль-Хасан Али ибн Исмаил ибн Аби Бишр Исхак ибн Салим ибн Исмаил ибн Абдуллах ибн Муса ибн Билал ибн Абу Бурда ибн Абу Муса аль-Ашари, аль-Басри, аш-Шафии.
Его имя Али ибн Исмаил, кунья Абуль-Хасан. Он потомок великого сподвижника Абу Мусы аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах). Величайший ученый уммы, имам вероучения Ислама, Абуль-Хасан Али аль-Аш’ари по праву считается одним из тех, о ком говорил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), кто обладал верой и мудростью, кто возвысил истинную суть вероучения и унизил приверженцев нововведений, внёс огромный вклад в сохранение истинного вероучения, переданного от сподвижников Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и результат его трудов не исчезнет до Судного дня.
Основание школ вероучения
Убеждения сподвижников и табиинов были правильными и чистыми, благодаря встречам с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). По причине близости их жизни ко времени посланничества среди них было очень мало разногласий - ведь у них была возможность даже самую незначительную подробность уточнить у тех, кто восхваляем Всевышним в Его Книге и Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в хадисах. Поэтому у них не было необходимости самостоятельно составлять науки в области вероучения, хадисов, толкования Корана, тасаввуфа - то есть шариатские науки.
Позднее произошло следующее. С одной стороны, на убеждения мусульман стали оказывать влияние вероучения иудеев и христиан, живших в мусульманском мире, с другой стороны, появились люди, толкующие Коран по-своему, которые верили в исключительную истинность своих идей. С третьей стороны наступали философы - материалисты и софисты, пытающиеся взвесить всё в мире: понятное и непонятное, известное и неизвестное - на ложных весах разума. Таким образом, влияние различных теорий и культур меняло истинное понимание веры у мусульман. И данное обстоятельство вынудило выдающихся учёных Ислама уточнить убеждения веры, которые были у сподвижников Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и передать их последующим поколениям.
Тщательно проанализировав тексты Корана и хадисов, эти учёные доказали ложность неправильных воззрений, указав на те основы и правила, которые содержатся в убеждениях лучшего из всех творений и его сподвижников. Они доказали истинность этих убеждений, развеяли сомнения несведущих людей, объяснили незначительные разногласия среди сподвижников во второстепенных вопросах веры, разделили убеждения по классам, создали разделы исламских наук и упорядочили их.
Одним словом, они создали мазхабы (школы), поскольку все вышеперечисленное и означает создать мазхаб. Среди тех учёных, кто выполнил эту работу в совершенстве, были Абуль-Хасан Али аль-Аш’ари (да будет доволен им Аллах) и Абу Мансур аль-Матуриди (да будет доволен им Аллах). Абу Мансур завершил огромный труд, который начал имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) и его выдающиеся ученики. Имам аль-Аш’ари всю работу проделал сам. Они жили в одну эпоху, и в их трудах не больше двадцати разногласий по второстепенным вопросам, большая часть из которых - словесного характера (например, когда можно говорить: «ИншаАллах, я мусульманин» (если угодно Аллаху (Свят Он и Велик), я мусульманин), - или являются ли блага неверующего благами, если укрепляют его в неверии и т. д.).
Ашариты и матуридиты
С того времени как имамы аль-Аш’ари и аль-Матуриди основали свои школы, их последователей стали называть ашаритами и матуридитами. Большая часть приверженцев четырёх мазхабов в фикхе являются последователями имама аль-Аш’ари в вопросах вероубеждения: об этом свидетельствуют слова выдающегося учёного-шафиита Иззуддина ибн Абдуссалама, которого называли повелителем учёных, а также знаменитого учёного маликитского мазхаба Ибн аль-Хаджиба, и корифея наук ханафитского мазхаба - аль-Хасири.
Имам Муртаза аз-Забиди (1145-1205 х/1732-1790 м) сказал:
وذكر العز بن عبد السلام أن عقيدة الأشعري أجمع عليها الشافعية والمالكية والحنفية وفضلاء الحنابلة ووافقه على ذلك من أهل عصره شيخ المالكية في زمانه أبو عمرو ابن الحاجب وشيخ الحنيفة جمال الدين الحصيري، وأقرَّهُ على ذلك التقيُّ السبكي فيما نقله عنه ولده التا
«Упомянул Иззуддин ибн Абдуссалям, что шафииты, маликиты, ханафиты и лучшие из ханабалитов сошлись на ашаритской акыде. И шейх маликитов его времени Абу Амр ибн аль-Хаджиб и шейх ханафитов Джамалуддин аль-Хасири согласились с ним. Это также подтвердил Такиюддин ас-Субки как передал его сын Таджуддин»
1.
Автор:
Ахмад Абдурашидовчитать далее:
darulfikr.ru