Разъяснение хадиса: «Не совершайте путешествие …».

Jun 29, 2012 21:56

Многие люди неправильно понимают следующий хадис:

لا تشد الرحال إلا إلى ثلاثة مساجد : المسجد الحرام ، ومسجدي هذا ، والمسجد الأقصى

«Не совершайте путешествие кроме как к трем мечетям: мечети аль-Харам, вот этой моей мечети, мечети ал-Акса».

Этот хадис приводят в качестве доказательной базы для запрещения совершения путешествия (с целью) посетить Пророка (мир Ему и благословение Аллаха). И путешествие, в этом случае, рассматривают как греховное. Такое доказательство должно быть отвергнуто. Так как оно основано на неправильном понимании хадиса. Как ты видишь, хадис в одном русле, а доказательство - в другом.Хадис: «Не совершайте путешествие кроме как к трем мечетям» построен по структуре предложения, известная лингвистам как предложение исключения. Это подразумевает наличие исключаемого (выделяемого посредством частицы исключения) и понятия, из которого исключается что-либо. Исключаемое - это то, что следует после частицы исключения «кроме», а понятие, из которого исключается - предшествует частице «кроме». Эти два момента должны быть в (предложении) либо формально выражены, либо логически подразумеваемы. Это все - давно известная истина, которую можно найти в самых доступных, легких учебниках по грамматике арабского языка.

Если же изучить данный хадис, то можно увидеть, что исключаемое упоминается в хадисе и это следующие слова «к трем мечетям». Эти слова идут вслед за частицей «кроме». А понятие, из которого исключается (исключаемое) не упомянуто в хадисе. Оно же должно было идти до частицы «кроме». Следовательно, оно логически подразумевается.

Если предположить что понятие, из которого исключается (исключаемое) будет слово «могила», то слова, относимые к пророку (мир Ему и благословение Аллаха) прозвучали бы так - не совершайте путешествие к могиле, кроме как к трем мечетям: мечети ал-Харам, вот этой моей мечети, мечети ал-Акса. Такая конструкция, очевидно, не соответствует красноречию пророка (мир Ему и благословение Аллаха), и не правильна (семантически). Исключаемое не является частью понятия, из которого оно исключается. А согласно правилам, исключаемое должно являться частью, разновидностью понятия, из которого оно исключается. Ученый-Алим не может быть спокоен, когда относят к пророку слова, которые не исходили от него. И слово «могила» не соответствует основе и не может быть понятием, из которого оно (исключаемое) исключается. Давайте предположим, что это понятие - «место». В таком случае, слова, относимые к пророку (мир Ему и благословение Аллаха), будут следующие - «не совершайте путешествие к месту, кроме как к трем мечетям: мечети ал-Харам, вот этой моей мечети, мечети ал-Акса». В данном случае запрещается поездка (с целью) торговли, учебы, (совершения) блага. А такое явно противоречит и неприемлемо.

Как видно из хадиса, упоминается исключаемое и не упоминается понятие, из которого исключается (исключаемое слово). Поэтому, согласно мнению всех арабских языковедов, оно логически подразумевается. А такое логически подразумеваемое ограничивается только тремя понятиями не более:

1.Можно логически подразумевать понятие «могила» - не совершайте путешествие к могиле, кроме как к трем мечетям. Это мнение тех, кто пытается доказать запретность совершения путешествия (с целью) посещения могилы пророка, приводя данный хадис в качестве доказательства. Вы же видите, какая неприятная слуху эта фраза, которую не произнесет тот, кто владеет (хоть незначительными правилами) арабского языка. Эта фраза не соответствует статусу самого красноречивого из людей (мир Ему и благословение Аллаха), когда-либо говорившего на арабском языке.

2.Можно логически подразумевать более общее, чем первое, понятие «место» - не совершайте путешествие к месту, кроме как к трем мечетям. Это неприемлемо, как было сказано выше, и в этом все единогласны. И такое толкование никто не приводит.

3.Можно логически подразумевать понятие «мечеть» и текст хадиса будет следующим - не совершайте путешествие к мечети, кроме как к трем мечетям. Эта речь построена правильно, согласно нормам литературного языка. В этой фразе нет той ненадежности, неясности, неправильности, что имеется в двух предыдущих. Богобоязненный человек успокаивается отнесению этой фразы к пророку (мир Ему и благословение Аллаха). Это в том случае, если предположить, что нет другой передачи, в которой есть ясное формальное упоминание понятия, а не логическое, подразумеваемое. Если есть такое формальное упоминание, то не следует верующему человеку прибегать к предположениям, которые не укладываются в рамки арабской риторики.

Слава Аллаху, что мы находим в сунне ясное, формальное упоминание понятия, из которого исключается (исключаемое слово). Из таких примеров является хадис переданный Имамом Ахмадом от Шахр бин Хавшаб, который сказал: «Я слышал как Абу Саид говорил, когда я упомянул о молитве на горе Тур, он сказал: «Пророк (мир Ему и благословение Аллаха) сказал:

لا ينبغي للمطي أن يشد رحاله إلى مسجد تبتغى فيه الصلاة غير المسجد الحرام والمسجد الأقصى ومسجدي

«Не следует путнику (всаднику) совершать путешествие в мечеть с целью совершения в ней молитвы, кроме как в мечеть ал-Харам, мечеть ал-Акса и в мою мечеть».

аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал, что хадис Шахра хороший (хасан), если и есть в нем некоторая слабость «Фатх ал-Бари. 2/65».

Встречается также другая версия:

لا ينبغي للمطي أن تشد رحاله إلى مسجد يبتغى فيه الصلاة غير المسجد الحرام والمسجد الأقصى ومسجدي هذا

«Не следует путнику, чтобы его путешествие было в мечеть с целью совершения им в ней молитвы, кроме как в мечеть ал-Харам, мечеть ал-Акса и в эту мою мечеть».

Хафиз ал-Хайсами сказал: «в нем есть Шахр, о нем есть разговоры и его хадис - хасан» (Маджма аз-Заваид) 4/3.



Также передается от Аишы (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк сказал: «Я - последний из пророков, а моя мечеть - последняя мечеть пророков. Самые достойные для посещения и совершения путешествия мечети - мечеть ал-Харам и моя мечеть. (Одна) молитва в моей мечети лучше, чем тысяча молитв в других мечетях, кроме мечети ал-Харам». Привел ал-Баззар в «Маджма аз-Заваид 4/3».

Упоминание им (мир Ему и благословение Аллаха) мечетей означает разъяснение для общины того, что все остальные мечети кроме этих трех являются равными в достоинстве. И поэтому нет пользы в утомлении (себя) путешествием в другие мечети (кроме этих трех). Что касается этих трех, то в них есть больше достоинства. И в этом хадисе нет упоминания могил, и введение этого слова в хадис является одним из видов лжи на пророка (мир Ему и благословение Аллаха). Вместе с этим, (мы знаем что) посещение - действие необходимое. Многие ученые упоминают в своих книгах по обрядам и указывают на желательность этого действия. Это мнение подтверждает огромное количество хадисов, которых мы перечислим ниже.

Перадаётся от Ибн Умара, что Пророк (мир Ему и благословение Аллаха) сказал:

من زار قبري وجبت له شفاعتي

«Кто посетит мою могилу, то мое заступничество станет для него обязательным».

Этот хадис передал аль-Баззар и (в цепочке передатчиков) есть Абдаллах бин Ибрахим ал-Гаффари, а он слабый передатчик. Его также приводил Ибн Таймия и говорил, что он слабый, но не вынес решение о его слабости или ложности, «Ал-Фатави 27/30». Если же подтвердится в другом месте наличие другого мнения у Ибн Таймии, то это означает, что он сомневается в вынесении решения. Или это означает, что его мнение изменилось, а мы не знаем какое из этих двух мнений первое, а какое второе. В таком случае не берется ни одно из этих мнений.

Также передаётся от Ибн Умара, что Пророк (мир Ему и благословение Аллаха) сказал:

من جاءني زائراً لا يعلم له حاجة إلا زيارتي كان حقاً عليَّ أن أكون له شفيعاً يوم القيامة
«Кто придет посетить меня и у него не будет другой нужды, кроме посещения меня, то в Судный день я обязан буду стать заступником для него».

Передал ат-Табарани. (Среди передатчиков) есть Муслима бин Салим, а он слабый передатчик, «Маджма 4/2». Ал-Хафиз ал-Ираки сказал, что Ибн Сакан счел этот хадис достоверным (сахих), «Ал-Мугни 1/265».

Передаётся от Ибн Умара, что Пророк (мир Ему и благословение Аллаха) сказал:

من حج فزار قبري في مماتي كان كمن زارني في حياتي
«Кто совершит паломничество и посетит мою могилу после моей смерти, то он подобен тому, кто посетит меня при жизни»

Привел ат-Табарани в «ал-Авсат ва ал-Кабир», среди передатчиков есть Хафс бин Аби Давуд ал-Кари которого Ахмад к верным передатчикам (сика). А группа ученых считает его слабым передатчиком.

Также передаётся от Ибн Умара, что Пророк (мир Ему и благословение Аллаха) сказал:

من زار قبري بعد موتي كان كمن زارني في حياتي

«Кто посетит мою могилу после моей смерти, будет подобен тому, кто навестит меня при жизни»

Сказал аль-Хайсами, что этот хадис передал ат-Табарани в «ас-Сагир ва ал-Авсат» и в числе передатчиков есть Аиша бинт Юнус, и что не нашел ее упоминание в библиографических источниках, «Маджма аз-Заваид» 4/2».

Из этого следует, что хадисы о посещении имеют много путей, из которых один подтверждает и усиливает другой. Также (такие хадисы) передают Ал-Мунави от ал-Хафиза аз-Захаби в «Файд ал-Кадир» 6/140. Особо следует заметить, что некоторые ученые причисляют эти хадисы в число достоверных, или передают от других как достоверный хадис. Такими учеными являются ас-Субки, Ибн ас-Сакан, ал-Ираки, ал-Кади Ийад в «Аш-Шифаа», Мулла Али Кари, также ал-Хаффаджи в «Насим ар-рийад» 3/511, все они хранители хадисов (хуффаз) и надежные ученые-имамы. Достаточно то, что четыре имама (да будет доволен ими и Аллаха) и многие корифеи и видные ученые ислама высказались за законность посещения могилы пророка (мир Ему и благословение Аллаха). Подобно тому, как это передается их учениками в своих надежных книгах по мусульманскому праву. И это должно быть достаточным аргументом для причисления хадисов о посещении достоверными и принять их как таковыми, потому что слабый хадис подтверждается действием и фетвой - это известные правила науки хадисоведения и основ мусульманской правы.

Автор: Шейх Аляви аль Малики
Книга: «Мафахим яджибу ан тусаххах»

источник: sunnainfo.ru

зиярат, хадисы, Аляви аль-Малики, мечети, толкования хадисов

Previous post Next post
Up