Обязательность и ценность намаза

Jun 26, 2012 16:24

Каждый мусульманин, независимо от положения или социального статуса - беден он или богат, здоров или болен (для некоторых случаев предусмотрены облегчения) - обязан совершать ежедневный пятикратный намаз. Доказательствами  обязательности пятикратного намаза являются аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение).

В Благородном Коране о намазе сказано:

وَأَقِيمُواْ الصَّلاَةَ وَآتُواْ الزَّكَاةَ
Смысл:  «Совершайте  намаз  и  выплачивайте  закят». (Сура «аль-Бакара», 2:43).

فَأَقِيمُواْ الصَّلاَةَ إِنَّ الصَّلاَةَ كَانَتْ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ كِتَابًا مَّوْقُوتًا

Смысл:  «Совершайте  намаз,  поистине,  намаз  является предписанным для мусульман в определённые времена». (Сура «ан-Нисаъ», 4:103).

وَأَقِيمُوا الصَّلَاةَ وَلَا تَكُونُوا مِنَ الْمُشْرِكِينَ

Смысл: «И совершайте намаз, и не будьте из числа многобожников». (Сура «ар-Рум», 30:31).

اتْلُ مَا أُوحِيَ إِلَيْكَ مِنَ الْكِتَابِ وَأَقِمِ الصَّلَاةَ
Смысл: «Читай им то, что ниспослано тебе из писания, и совершай намаз». (Сура «аль-’Анкабут», 29:45).

Совершать намаз обязаны все разумные и совершеннолетние мусульмане (мужчины и женщины). Несовершеннолетним  намаз  не предписан. Однако подготовить  детей    к  практике  намаза  необходимо,  ибо каждый,  достигший  совершеннолетия,  будь  то  мальчик или девочка, должен правильно совершать намаз. Пророк мир ему и благословение) сказал:

«Велите  совершать  намаз  вашим  детям, когда им исполняется семь лет, и накажите их, если они пренебрегают им после десяти, и стелите им отдельно постель».

В Судный день первыми упрекать родителей будут дети, которых они не обучили намазу. Поэтому родители, любящие своих детей, обязаны начинать обучать их  правильному  совершению  намаза  с  семилетнего возраста, чтобы они привыкли, и им было легко выполнять его при достижении совершеннолетия.

Такие виды поклонений, как закят и жертвоприношение,  предписаны  людям,  имеющим  определённый достаток. Для совершения хаджа, кроме достатка, нужно обладать ещё и здоровьем. Пост является целиком  духовно-телесным  видом  поклонения.  При временном отсутствии здоровья, пост можно отложить и возместить количество пропущенных дней поста после выздоровления. Только для совершения молитвы (намаза) не существует никаких преград, пока человек в сознании. Поэтому человеку, пока он находится в сознании, не разрешается пропускать намаз.  Даже на священной войне, и непосредственно во время битвы, мусульмане обязаны совершать намаз. В таких ситуациях войско делится на два отряда. Первый отряд совершает намаз сокращённо, не расставаясь с оружием. Второй в это время  несёт  усиленную  охрану  молящихся. Первый отряд, окончив намаз, сменяет второй отряд в карауле, и лишь после этого второй отряд совершает намаз под охраной первого отряда.

Пропускать  намаз  нельзя  и  при  болезни.  Если больной не может стоять, то молитву дозволяется совершать сидя. А если не может сидя, тогда лёжа. Если невозможно её совершение и в таких положениях, то молитва совершается, подавая знаки глазами. Если больной и этого не может, то молитва должна совершаться хотя бы мысленно. Если человек находится в реанимации,  то  и  тогда  должен  совершать  намаз  по мере возможности: если сможет, стоя, если нет - сидя, лёжа, движением глаз или мысленно, намаз никак нельзя оставлять.

Когда было совершено покушение на халифа Умара, и наступило время молитвы, он пожелал исполнить её. Находящиеся рядом, удивившись, спросили: «Молитва, о повелитель правоверных!?» «Да, - ответил он, - нет доли в Исламе тому, кто пренебрегает временем молитвы». И он совершил молитву, истекая кровью.

Молитва  обязательна  всегда,  пока  человек  жив и в своём уме. Только умственное расстройство или смерть  освобождают  верующего  (му’мина)  от  ежедневной  молитвы.  Исключение  делается  только  для женщин во время менструации или в период послеродового  очищения.  В  этот  период  им  запрещается совершать намаз. И им не следует возмещать намазы, пропущенные в эти дни. Если неверующий человек принял Ислам, то ему не обязательно возмещать предыдущие намазы, а вероотступник  и  мусульманин,  пропускавший  намазы, должны возмещать все пропущенные намазы.

Cказал Шейхуль Ислам, Имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) в книге «Шарх аль Мухаззаб»:

أجمع العلماء الذين يعتد بهم على أن من ترك صلاة عمدا لزمه قضاؤها

Состоялась иджма [ единогласное мнение ] среди ученых, чье мнение принимается, об обязательности восполнения молитвы для того, кто оставил ее умышленно.

[«Шарх аль Мухаззаб», Имам ан-Навави]

Как  сказано  в  аятах  Благородного  Корана,  молитва была предписана и всем предыдущим общинам. Вот слова мудреца Лукмана, обращённые к своему сыну:

يَا بُنَيَّ أَقِمِ الصَّلَاةَ وَأْمُرْ بِالْمَعْرُوفِ وَانْهَ عَنِ الْمُنكَرِ وَاصْبِرْ عَلَى مَا أَصَابَكَ إِنَّ ذَلِكَ مِنْ عَزْمِ الْأُمُورِ

Смысл: «О сын мой! Выстаивай молитву, побуждай к благому, удерживай от запретного, и терпи то, что тебя постигло, - ведь это и есть непоколебимость в деяниях» (сура «Лукман», 31:17).

А в одном из первых своих чудес пророк Иса (мир ему), будучи ещё в колыбели, сказал:

وَجَعَلَنِي مُبَارَكًا أَيْنَ مَا كُنتُ وَأَوْصَانِي بِالصَّلَاةِ وَالزَّكَاةِ مَا دُمْتُ حَيًّا
Смысл: «И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне молитву и закят, пока я живой» (сура «Марйам», 19:32).

На раннем этапе развития Ислама был предписан двукратный  ежедневный  намаз.  Совершение  обязательных пяти намазов было предписано мусульманам в  Ночь  Вознесения  пророка  Мухаммада (мир ему и благословение)  в  небеса (Ми’раджа). В ту ночь Пророку   (мир ему и благословение) было открыто множество тайн Судного дня, Рая и Ада. Наряду с раскрытием их, и возложение намаза также имело огромное значение. Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) возвращался после общения с Всевышним Аллахом, пророк Муса (мир ему) спросил его об обязанности, возложенной на его общину. Посланник Аллаха (мир ему и благословение)ответил, что Всевышний обязал его общину (умму) совершать пятьдесят намазов в сутки. Услышав это, Муса (мир ему) посоветовал Мухаммаду  (мир ему и благословение) попросить облегчения для уммы. Пророк (мир ему и благословение) вернулся к Господу и попросил  облегчить  предписанное  его  умме.  По  его просьбе, Всевышний сократил число намазов до 45. Но на обратном пути Муса (мир ему) снова сказал Мухаммаду (мир ему и благословение), что люди не смогут выполнить это, и посоветовал ещё раз попросить Всевышнего уменьшить число намазов. Так, Пророк (мир ему и благословение) возвращался к Богу несколько раз, пока число обязательных намазов не уменьшилось до пяти, но воздаяние за эти пять намазов - как за выполнение пятидесяти, которые первоначально предписывал Всевышний. И это подарок Аллаха верным Ему рабам.

Следовательно, намаз - это единственный вид поклонения,  который  получен  пророком  Мухаммадом  (мир ему и благословение) от  Самого  Всевышнего  Аллаха  напрямую,  без  посредника. Все остальные установления Шариата, как и Коран, были получены Мухаммадом (мир ему и благословение) посредством архангела  Джибриля (мир ему), который являлся посредником между Всевышним Аллахом и Его пророками. Так возвеличен намаз Самим Аллахом. Поэтому намаз для верующего - это особо ценное, важное поклонение Своему Создателю и священный долг. Рассказывают,  что  после  того,  как  Всевышний Аллах  создал  семь  небес,  Он  заполнил  их  ангелами и вменил им в обязанность молитву, которую они не прекращают ни на час. Одни - стоят на ногах, другие находятся в поясном поклоне, третьи - в земном. Некоторые  распростерли  крылья  из  страха  перед Всевышним, а обитатели райских садов и те, кто находится  у  Арша,  обходят  его,  восхваляют  своего  Господа, благодарят Его и просят прощения за тех, кто на Земле. Аллаха объединил все эти виды поклонения в молитве-намазе, чтобы показать, какое высокое положение занимают перед Ним верующие люди, ведь они, совершая намаз, могут получать такое же воздаяние, как и все обитатели небес. Он прибавил к этому аяты Корана, которые верующие произносят в молитве.  Таким  образом,  каждый  человек,  совершающий намаз, получает вознаграждение, равное поклонению всех этих ангелов.

То  состояние,  которое  испытывал  Пророк  (мир ему и благословение)  при встрече  с  Аллахом в  ночь  вознесения,  имеет  возможность испытывать каждый из его общины в намазе при правильном его совершении. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение) и его сподвижники относились к намазу с большой ответственностью.

Пророк   (мир ему и благословение) сказал:

«Есть пять намазов, которые Аллах повелел выполнять Своим рабам. Кто выполняет их как следует, должным образом, тому Аллах обещал Рай. А кто не выполнял свои обязанности, тот - в опасности. Если Аллах захочет, то Он по Своему желанию накажет его или дарует ему прощение».

Всевышний определил молитву как один из главных поступков праведных людей, сказав:

قَدْ أَفْلَحَ الْمُؤْمِنُونَ

الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ

وَالَّذِينَ هُمْ عَنِ اللَّغْوِ مُعْرِضُونَ

وَالَّذِينَ هُمْ لِلزَّكَاةِ فَاعِلُونَ

وَالَّذِينَ هُمْ لِفُرُوجِهِمْ حَافِظُونَ

إِلَّا عَلَى أَزْوَاجِهِمْ أوْ مَا مَلَكَتْ أَيْمَانُهُمْ فَإِنَّهُمْ غَيْرُ مَلُومِينَ

فَمَنِ ابْتَغَى وَرَاء ذَلِكَ فَأُوْلَئِكَ هُمُ الْعَادُونَ

وَالَّذِينَ هُمْ لِأَمَانَاتِهِمْ وَعَهْدِهِمْ رَاعُونَ

وَالَّذِينَ هُمْ عَلَى صَلَوَاتِهِمْ يُحَافِظُونَ

أُوْلَئِكَ هُمُ الْوَارِثُونَ

الَّذِينَ يَرِثُونَ الْفِرْدَوْسَ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

Смысл: «Поистине, блаженны верующие, которые смиренны при совершении молитвы, избегают всего отвлекающего от Аллаха, выплачивают закят, не имеют сношений ни с кем, кроме как со своими жёнами или невольницами, за что они непорицаемы. А те, кто возжелает сверх того, преступают дозволенное. Блаженны те, которые исполняют врученное им на хранение и договоры, которые исполняют свои обрядовые молитвы, именно они и суть наследники, которые наследуют Рай, в котором они пребудут вечно». (Сура аль-Муъминун, 23:1-11).

Вышесказанное указывает на то, что выполнение намаза приоритетнее, важнее и полезнее, чем любые другие благие деяния. Намаз - это великая милость Аллаха. В намазе заложено очень много полезного, как для духовного, так и для физического здоровья человека. Но, конечно, у человека, совершающего намаз, в первую очередь, должно быть намерение следовать велению Аллаха и получить Его довольство. В хадисе говорится, что, воистину, все деяния рассматрива -ются по намерениям, т.е воздаяние за них зависит от намерения совершающего.

намаз

Previous post Next post
Up