Иззуддин ибн Абдуссалам выступает против мушаббиха (уподобляющие Аллаха творению)

Jun 17, 2012 14:22

Оригинал взят у asharit в Иззуддин ибн Абдуссалам выступает против мушаббиха (уподобляющие Аллаха творению)

Шейхуль Ислам, величайший ученый своего времени, получивший прозвище «Султан ученых», муджтахид, Имам Иззуддин ибн Абдуссалям (577-660 х/1181-1262 м) в своей книге «аль-Мильхату фи иътикъади Ахлюль Хакк» сказал:

والحشوية المشبهة الذين يشبهون الله بخلقه ضربان: أحدهما لا يتحاشى من إظهار الحشو {ويحسبون أنهم على شيء ألا إنهم هم الكاذبون}، والآخر يتستر بمذهب السلف، لسحت يأكله أو حطام يأخذه.

أظهـروا للناس نسكا *** وعلى المنقوش داروا

{يريدون أن يأمنوكم ويأمنوا قومهم}، ومذهب السلف إنما هو التوحيد والتنـزيه دون التجسيم والتشيبه، ولذلك جميع المبتدعة يزعمون أنـهم على مذهب السلف فهم كما قال القائل:

وكل يدّعون وصال ليلى *** وليلى لا تقر لـهم بذاكا

وكيف يُدَّعى على السلف أنـهم يعتقدون التجسيم والتشبيه، أو يسكتون عند ظهور البدع ويخالفون قوله تعالى: {ولا تلبسوا الحق بالباطل وتكتموا الحق وأنتم تعلمون}، وقوله:{وإذ أخذ الله ميثاق الذين أوتوا الكتاب لتبيننه للناس ولا تكتمونه}، وقوله:{لتبين للناس ما نزل إليهم} والعلماء ورثة الأنبياء، فيجب عليهم من البيـان ما وجب على الأنبياء، وقال تعالى:{ولتكن منكم أمة يدعون إلى الخير ويأمرون بالمعروف وينهون عن المنكر}، ومن أنكر المنكرات التجسيم والتشبيه، ومن أفضل المعروف التوحيد والتنـزيه وإنما سكت السلف قبل ظهور البدع، فورّب السماء ذات الرجع والأرض ذات الصدع لقد شمر السلف للبدع لما ظهرت، فقمعوها أتم القمع، وردعوا أهلها فردوا على القدرية والجهمية والجبرية وغيرهم من أهل البدع، فجاهدوا في الله حق جهاده. والجهاد ضربان: ضرب بالجدل والبيان وضرب بالسيف والسنان، فليت شعري فما الفرق بين مجادلة الحشوية وغيرهم من أهل البدع؟! ولولا خبث في الضمائر وسوء اعتقاد في السرائر {يستخفون من الناس ولا يستخفون من الله وهو معهم إذ يبيتون ما لا يرضى من القول} وإذا سئل عن غير الحشو من البدع أجاب فيه بالحق، ولولا ما انطوى عليه باطنه من التجسيم لأجاب في مسائل الحشو بالتوحيد والتنـزيه، ولم تزل هذه الطائفة المبتدعة قد ضربت عليهم الذلة أينما ثقفوا {كلما أوقدوا نارا للحرب أطفأها الله ويسعون في الأرض فسادا والله لا يحب المفسدين} لا تلوح لهم فرصة إلا طاروا إليها، ولا فتنة إلا أكبوا عليها

«Хашавиты, уподобляющие Аллаха созданиям, делятся на две группы: одни заявляют о своих убеждениях открыто «подобно тому, как клянутся перед вами, и при этом полагают, что они правы. Так знайте: они - лжецы» (смысл суры «аль-Мужадалат», аят 18), ко второй группе относятся хашавиты, прикрывающиеся салафизмом для достижения определенных целей, они «хотят быть верными и вам [выявляя перед вами свой иман], и своему народу [отрекаясь перед неверными от веры]» (смысл суры «ан-Нисаъ», аят 91).

Что же касается настоящих салафов, то они придерживались принципов таухида и очищения (танзих) Аллаха от всех недостатков, они были далеки от ташбиха (уподобления) и таджсима (придания тела). Именно поэтому все нововведенцы старательно относят себя к салафитам. В одном из стихотворений по этому поводу сказано: «Они относят себя к Ляйли, но Ляйли далека от них».

Как можно утверждать, что саляфы придерживались идей таджсима, ташбиха и не выступали против этих [дурных] новшество? Ведь Аллах в Коране сказал (смысл): «Не смешивайте истину [которое было ниспослано вам] с ложью, (т.е. с вашей выдумкой), не скрывайте истины (т.е. описание пророка Мухаммада), зная, что это истина» (сура «аль-Бакъара», аят 42), (смысл): «[Вспомни, Мухаммад] как с тех, кому даровано Писание, Аллах взял завет, [говоря]: ”Вы непременно будете разъяснять Писание людям, не будете [ни от кого] скрывать его”. Но они отшвырнули [этот] завет и получили за это ничтожную плату. Сколь мерзко то, что они получают!» (сура «алу-Имран», аят 187), (смысл): «Чтобы ты разъяснил людям то, что было ниспослано им [т.е. прежним посланикам из дозволенного и запретного], - быть может, они одумаются» (сура «ан-Нахл», аят 44).

Как известно, ученые являются наследниками пророков, поэтому они обязаны продолжать их дело, в Коране по этому поводу сказано (смысл): «И пусть будет из вас община, которая будет призывать к добру, побуждать к благому и отвращать от дурного. И будет таким людям счастье [получение рая]» (сура «аль-Имран», аят 104).

Одним из самых больших зол является приписывание телесности Аллаху и уподобление Его созданиям, а величайшим благодеянием является вера в единобожие и очищение Аллаха от всех недостатков. Саляфы же молчали потому, что в их времена это новшество (бид’а) еще не появилось, но известно, что они выступили против тех, которые были им известны. Именно поэтому мусульманам удалось одержать верх над кадаритами, джахмитами, джабритами и другими сектантами. Это был их джихад, и этот джихад был двух видов, словом и мечом.

Чем же отличаются хашавиты от других нововведенцев (мубтадиъов)? Только тем, что скрывают свои убеждения. «Они могут скрыть свои [греховные дела] от людей, но не скроют их от Аллаха, так как Он находится среди них (своим знанием), когда они втайне замышляют неугодное Ему. Но Аллаху известно то, что они вершат» (смысл суры «ань-Нисаъ», аят 108).

Всем сектам ученые отвечали открыто, кроме хашавитов, которым ученые отвечали таухидом и очищением Аллаха от всех недостатков. Поэтому хашавиты долгое время оставались униженными. «И стоит им только зажечь огонь войны [с пророком Мухаммадом], Аллах [немедля] гасит его. Они усердствуют на земле, [творя] нечестие, но Аллах не любит творящих нечестие» (смысл суры «аль-Маидат», аят 64). Несмотря на это они до сих пор используют все возможности, все смуты, чтобы проявить свое учение».

[Ибн Абдуссалям, «аль-Мильхату фи иътикъади Ахлюль Хакк», с. 16; также приводит у себя Таджуддин ас-Субки в «ат-Табакату ш-Шафиийя аль-кубра», 2/223]

Сказал имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м):

وحكينا لك مقالة الشيخ ابن عبد السلام ومن سبقه إلى مثلها وتلاه على قولها حيث ذكروا أن الشافعية والمالكية والحنفية وفضلاء الحنابلة أشعريون هذه عبارة ابن عبد السلام شيخ الشافعية وابن الحاجب شيخ المالكية والحصيرى شيخ الحنفية ومن كلام ابن عساكر حافظ هذه الأمة الثقة الثبت “هل من الفقهاء الحنفية والمالكية والشافعية إلا موافق الأشعرى ومنتسب إليه وراض بحميد سعيه فى دين الله ومثن بكثرة العلم عليه غير شرذمة قليلة تضمر التشبيه وتعادى كل موحد يعتقد التنزيه أو تضاهى قول المعتزلة فى ذمه…”.

«Мы уже упомянули то, что говорил Ибн Абдуссалям (577-660 х/1181-1262 м), и другие до него, о том, что все шафииты, маликиты, ханафиты и почтенные ханабалиты являются ашаритами. Это было сказано Ибн Абдуссалямом, главой шафиитов своего времени, и Ибн аль-Хаджибом, главой маликитов его времени, и аль-Хасири, главой ханафитов его времени. Из слов Ибн Асакира, великого мухаддиса уммы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), авторитетнейшего и достойного доверия мужа: «Есть ли среди факихов ханафитского, маликитского и шафиитского мазхабов те, кто не согласен с ним (с Ибн Абдуссалямом), и те, кто бы не ссылался на него, и те, кто не довольны его стараниями для религии Аллаха, те, кто не восхваляет его за великое знание? [Таких нет,] кроме маленькой группки, которая скрывает свой антропоморфизм и считает врагами тех, кто исповедует таухид и очищает Аллаха от уподобления созданным. Другое исключение - это те, кто говорит похожее на речи муътазилитов, отзываясь плохо о нем (имеется в виду Ибн Абдуссалям)».

[Таджуддин ас-Субки, «Табакат аш-Шафиийя аль-Кубра», 3/373-374]

Таджуддин ас-Субки, ташбих, Иззуддин ибн АбдуСсалям, хашавиты

Previous post Next post
Up