Jun 12, 2012 12:06
Имам Мулла Али аль-Кари аль-Ханафи (ум. 1014 х/1606 м) сказал в шархе на хадис о нузуле:
وهو مذهب أكثر أهل الخلف وهو تأويل تفصيلي ، ولم يريدوا بذلك مخالفة السلف الصالح ، معاذ الله أن يظن بهم ذلك ، وإنما دعت الضرورة في أزمنتهم لذلك ; لكثرة المجسمة والجهمية وغيرها من فرق الضلالة ، واستيلائهم على عقول العامة ، فقصدوا بذلك ردعهم وبطلان قولهم ، ومن ثم اعتذر كثير منهم وقالوا : لو كنا على ما كان عليه السلف الصالح من صفاء العقائد وعدم المبطلين في زمنهم لم نخض في تأويل شيء من ذلك ، وقد علمت أن مالكا والأوزاعي ، وهما من كبار السلف أولا الحديث تأويلا تفصيليا ، وكذلك سفيان الثوري أول الاستواء على العرش بقصد أمره ، ونظيره ثم استوى إلى السماء ، أي : قصد إليها ، ومنهم الإمام جعفر الصادق
«Что же касается большинства халафов, то они избрали прием более подробного толкования этих священных текстов (о сифатах), но упаси Аллах, они ни на шаг не отошли от пути салафов. Они были вынуждены прибегнуть к этому подходу, потому что в те времена среди простолюдинов получили сильное распространение муджассимитские, джахмитские и другие заблудшие секты. Вследствие этого настоящие ученые были вынуждены дать им четкий и ясный ответ, но в то же время большинство из них признавало: «Если бы наши времена были подобны временам салафов, если бы и в наше время была сильна чистая акыда и не было бы заблудших сект, то мы ни в коем случае не прибегли бы к толкованию (таъвилу)». И ты узнал что Малик и аль-Авза’и, а они являются из больших саляфов, истолковали хадис (о нисхождении) подробным толкованием, также и Суфьян ас-Саври истолковал «истава аляль Арш», что там имеется ввиду «истава своим делом», также и «истава иля самаъ», то есть сделал намерение к небу (чтоб создать его), и из них же (из тех кто делал таъвиль) Джа’фар ас-Садык».
[Али аль-Кари, «Миркат аль-Мафатих шарх мискат аль-Масабих», стр. 300]
Мулла аль-Кари,
сыфаты,
таъвиль