Решение по поводу музыкальных инструментов и пения.

Jun 09, 2012 16:57


Шейхуль Ислам, Имам ан-Навави (631-676 х/1233-1277 м) сказал в своей книге «Равдату ат-Талибин ва ‘Умдатуль Муфтин»:

غناء الإنسان قد يقع بمجرد صوته وقد يقع بآلة أما القسم  فمكروه وسماعه مكروه وليسا محرمين فإن كان سماعه من أجنبية فأشد ‏كراهة وحكى القاضي أبو الطيب تحريمه وهذا هو الخلاف الذي سبق في أن صوتها هل هو عورة فإن كان في السماع منها خوف ‏فتنة فحرام بلا خلاف وكذا السماع من صبي يخاف منه الفتنة وحكى أبو الفرج الزاز وجها أنه يحرم كثير السماع دون قليله ووجها أنه ‏يحرم مطلقا والصحيح الأول وهو المعروف للأصحاب‎ ‎

Пение человека иногда бывает без сопровождения музыкальных инструментов, а иногда в сопровождении. Что касается первого (пения без сопровождения музыкальных инструментов), то оно является нежелательным (макрух) и слушать его также нежелательно, но они оба (пение и слушание без сопровождения музыкальных инструментов) не является запретным (харамом). Если же слушается пение посторонней женщины (аджнабийа), то нежелательность усиливается. Аль-Кади Абу  Ат-Таййиб высказался о запретности [слушания пения посторонней женщины]. Здесь идет такое же разногласие, которое было упомянуто ранее, по поводу голоса женщины [из числа немахрамов] (харам это или карахат), о том является ли ее голос авратом? А если же имеется в слушании голоса [аджнабийя] опасность смуты, то такое слушание является харамом, и нет по этому поводу разногласия, а также является харамом слушание песни ребенка-немахрама если в нем имеется опасность смуты. Абу аль-Фарадж Аз-Заз высказал одно мнение, в котором говорится, что является запретным частое слушание [посторонней женщины], но не редкое. И второе мнение, что частое слушание является категорически запретным (харам мутлак). Первое мнение является более достоверным.

‎ ‎وأما الحداء وسماعه فمباحان وأما تحسين الصوت بقراءة القرآن فمسنون وأما القراءة بالألحان فقال في المختصر لا بأس بها وعن ‏رواية الربيع بن سليمان الجيزي أنها مكروهة قال جمهور الأصحاب ليست على قولين بل المكروه أن يفرط في المد وفي إشباع ‏الحركات حتى تتولد من الفتحة ألف ومن الضم واو ومن الكسرة ياء أو يدغم في غير موضع الإدغام فإن لم ينته إلى هذا الحد فلا ‏كراهة وفي أمالي السرخسي وجه أنه لا يكره وإن أفرط‎ ‎

Что касается звуков или пения для того чтобы погнать верблюдов (аль-хидаъ) и его слушания, то они дозволенны. Красивое чтение Корана является сунной и нет ничего плохого в мелодичном чтении Корана, как сказано в книге «аль-Мухтасар». Ар-Раби’ ибн Сальман аль-Джайзи передает, что это нежелательно (карахат). Большинство ученых сказали, что нежелательно чрезмерное удлинение, также удлинение огласовок до происхождения буквы «алиф» от «фатхи» (гласный звук «а»), буквы «вав» от «заммы» (гласный звук «у»)  и буквы «я» от «касры» (гласный звук «и»), также удвоение там, где его не должно быть. Если же [чтец] не удлинит до этой границы, то нет в этом нежелательности. В книге «Амали ас-Сархсаси» имеется мнение, в котором сказано, что не является нежелательным (карахат) чрезмерность в этом.

‎ ‎قلت الصحيح أنه إذا أفرط على الوجه المذكور فهو حرام صرح به صاحب الحاوي فقال هو حرام يفسق به القارىء ويأثم المستمع ‏لأنه عدل به عن لهجة التقويم وهذا مراد الشافعي بالكراهة‎ ‎

Я говорю, что достоверным является мнение о запретности проявления чрезмерности, основываясь на вышеупомянутом, это высказал автор книги «Аль-Хави», где он говорит, что это запрещено, в грех попадает чтец и слушатель, потому что он перешел своей чрезмерностью границы правильного чтения. Это имел ввиду Аш-Шафии под словом «карахат» (нежелательность).

‎ ‎ويسن ترتيل القراءة وتدبرها والبكاء عندها وطلب القراءة من حسن الصوت والجلوس في حلق القراءة ولا بأس بترديد الآية للتدبر ‏ولا باجتماع الجماعة في القراءة ولا بإدارتها وهو أن يقرأ بعض الجماعة قطعة ثم البعض قطعة بعدها وقد أوضحت هذا كله وما ‏يتعلق به من النفائس في آداب حملة القرآن‎ ‎‎والله أعلم‎

Желательным является медленное чтение Корана, размышление о читаемом, плач, желательно просить читать Коран того, кто красиво его читает и сидение в кругу при чтении. Нет ничего плохого в повторении читаемого аята для размышления, в собрании группы для чтения и в поочередном чтении. Поочередное чтение - это когда одна группа читает одну часть, затем другая группа другую часть после них. Это все и все, что связанно с этим, я разъяснил в разделе «Этика носителей Корана».  А Аллах знает лучше!

‎ ‎القسم الثاني أن يغني ببعض آلات الغناء مما هو من شعار شاربي الخمر وهو مطرب كالطنبور والعود والصنج وسائر المعازف ‏والأوتار يحرم استعماله واستماعه وفي اليراع وجهان صحح البغوي التحريم والغزالي الجواز وهو الأقرب وليس المراد من اليراع ‏كل قصب بل المزمار العراقي وما يضرب به الأوتار حرام بلا خلاف‎ ‎

Что касается второго, то есть пения в сопровождении некоторых музыкальных инструментов, которое является признаком пьяниц, таких как тамбур, ‘уд, сандж (музыкальные инструменты со струнами) и остальные музыкальные инструменты, то является запретным их использовать и слушать. Что касается яра’а (свирель), то относительно него имеются два мнения: Аль-Багави высказался о запретность, а Аль-Газали о дозволенности и это мнение (о дозволенности) более близка к истине. Под словом «яра’» здесь не имеется ввиду каждый камыш, а имеется ввиду Иракская свирель. А музыкальные инструменты со струнами запретны без разногласия.

‎ ‎قلت الأصح أو الصحيح تحريم اليراع وهو هذه الزمارة التي يقال لها الشبابة وقد صنف الإمام أبو القاسم الدولعي كتابا في تحريم ‏اليراع مشتملا على نفائس وأطنب في دلائل تحريمه‎ ‎‎ ‎والله أعلم‎ ‎

Я говорю, что более достоверное мнение - это запретность яра’а. Это музыкальный инструмент, который называют «аш-Шабаба» (свирель). Имам Абуль Касим ад-Давля’и составил книгу о запретности свирели (яра’), охватывая полезные наставления, и привел много доказательств запретности. А Аллах знает лучше!

‎ ‎أما الدف فضربه مباح في العرس والختان وأما في غيرهما فأطلق صاحب المهذب والبغوي وغيرهما تحريمه وقال الإمام والغزالي ‏حلال وحيث أبحناه هو فيما إذا لم يكن فيه جلاجل فإن كان فالأصح حله أيضا‎ ‎

Что касается бубна (дуф), то играть на нем дозволенно (мубах) на свадьбах и при обрезании ребенка. А играть на нем в других случаях запрещено по словам автора книги «Аль-Мухаззаб», аль-Багави и других. Имам [Абуль Касим ад-Давля’и] и Аль-Газали сказали что это дозволенно. То, что мы дозволили, относится к случаю, когда в нем не присутствует колокольчик (джаляджиль), а если же он имеется, то достоверное мнение гласит, также, о его дозволенности.

‏ ولا يحرم ضرب الطبول إلا الكوبة وهو طبل طويل متسع الطرفين ضيق الوسط وهو الذي يعتاد ضربه المخنثون والطبول التي تهيأ لملاعب ‏الصبيان إن لم تلحق بالطبول الكبار فهي كالدف وليست كالكوبة بحال والضرب بالصفاقتين حرام كذا ذكره الشيخ أبو محمد وغيره لأنه من عادة ‏المخنثين وتوقف فيه الإمام لأنه لم يرد فيه خبر بخلاف الكوبة‎ ‎

Не запрещено играть в барабаны, кроме барабана под названием «куба». Это длинный барабан с широкими краями, узкой серединой, в который обычно играют женоподобные мужчины. А барабаны же, сделанные для детских игр, если они не достигают размеров барабанов для взрослых, то их решение подобно решению относительно бубна (дуф), но ни коим образом не подобно решению относительно куба. Бить в ладоши является запретным, как сказал об этом Шейх Абу Мухаммад и другие, потому что это является признаком женоподобных мужчин. От высказываний по этому поводу Имам [Абуль Касим ад-Давля’и] воздержался, так как по поводу этого нет преданий, в отличии от случая с кубой.

‏ … والرقص ليس بحرام قال الحليمي لكن الرقص الذي فيه تثن ‏وتكسر يشبه أفعال المخنثين حرام على الرجال والنساء

… танец не является запретным. Аль-Халими сказал: «Однако танец, в котором имеется покачивание со стороны в сторону, которое подобно движениям женоподобных мужчин, запрещен для мужчин и  для женщин».

[Имам ан-Навави, «Равдату ат-Талибин ва ‘Умдатуль Муфтин», джуз 11, стр 228]

Имам ан-Навави, харам, пение, музыка

Previous post Next post
Up