May 28, 2012 11:14
Ибн Хаджар аль-Хайтами (909-974 х/1504-1567 м).
Он - Шихабуддин, Абуль-Аббас, Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами аль-Макки аль-Ансари.
Воспитанник аль-Азхара, ашарит в акыде, он был мухаддисом и выдающимся факихом, глубоко познавшим Шариат.
Он родился в конце 909-го года по хиджре в местечке Абу Хайтам (Египет). Он был имамом шафиитов своего времени.
Его отец умер ещё при жизни его деда. Его воспитание было доверено двум шейхам (учителям) его отца: Мухаммад ас-Сарави известного, как Ибн Аби аль-Хамаиль, и ученик Ибн Аби аль-Хамаиля - Шамсуддин Ахмад аш-Шанави, который был одним из лучших учеников Шейхуль-Ислама Шарафуддина аль-Манави.
Шейх Ахмад аш-Шанави, отправил его в Танту для начала обучения и заучивания Корана наизусть. После этого, в начале 924-го года по хиджре, он получил разрешение на обучение в ‘ильми аль-джами’ аль-Азхар, где обучался под руководством учеников шейха аш-Шанави, вместе с благородными учеными аль-Азхара.
Он обучался у многих известных учеников аль-Хафиза ибн Хаджара аль-Аскаляни, и у самого лучшего из них - шейхуль-Ислама Закарийи аль-Ансари.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами, говорил: «Каждый раз, когда я встречал кади Закария [аль-Ансари], он делал за меня такое дуа: «Пусть Аллах одарит тебя глубоким пониманием религии»».
В конце 929-го года по хиджре имам аль-Хайтами, получил разрешение выносить фетвы.
Он был специалистом в тафсире, хадисе, каламе, фикхе, усуле, фуру’е и математике, в грамматике, морфологии, логике, баяне, тасаввуфе. Он был известен великолепной памятью, которой Аллах одарил его.
В 933-м году по хиджре вместе с шейхом аль-Бакри, он отправился в Мекку и прожил там до 934-го года.
В это время у него появилось большое желание писать труды по фикху, но он сдерживал в себе это желание, пока не увидел во сне имама аль-Хариса ибн Асада аль-Мухасиби. Имам аль-Мухасиби повелел ему написать книгу. Имам аль-Хайтами, принял это [повеление] с радостью, вознёс благодарность Аллаху и принялся за работу.
По возвращении из Мекки он выпустил сокращённый вариант «Матн ар-Рауза» и написал комментарий к этому матну. Этот комментарий включает в себя разъяснение шарха ар-Рауза, аль-Джавахира и многих других комментариев на «Аль-Минхадж» и «Аль-Анвар».
В 937-м году по хиджре он ещё раз сопровождал своего шейха в поездке в хадж. И в это путешествие он взял с собой написанную им «Мухтасар ар-Рауза». Во время путешествия он добавил к этой книге дополнительные пояснения, полученные от учёных Йемена. Когда он прибыл в Египет, учёные увидели его книгу и очень высоко оценили её. Кто-то из них попросил копию этой книги, но завистники украли его труд, и больше имам никогда его не видел. Имам аль-Хайтами, опечалился, но положился на Аллаха и хранил терпение, ожидая награды лишь от Аллаха. И Аллах дал ему то, что было лучше, чем утерянный шарх.
В 940-м году по хиджре он некоторое время оставался в Мекке и писал книги, выносил фетвы и обучал других. Находясь в Мекке, он написал шарх на «Изах» имама ан-Навави, затем - «Шарх аль-Иршад» с двумя комментариями, затем - «Шарх аль-’Убаб». Он собрал в этом комментарии все различные мнения в мазхабе, исследуя, критикуя и разъясняя предпочтительное мнение.
После этого он написал монументальный труд - «Тухфат аль-Мухтадж би шарх аль-Минхадж» - комментарий к «Минхадж ат-Талибин» имама ан-Навави. Этот многотомный труд - выдающаяся работа в шафиитском мазхабе.
Его известные учителя:
Шейхуль Ислам Закарийя аль-Ансари, Абдуль-Хакк ас-Синбати, Шихабуддин Ахмад ар-Рамли, Насыруддин ат-Таблави, Абуль-Хасан аль-Бакри, Шихабуддин ибн Наджар аль-Ханбали, Аш-Шамс-уль-Машхади, Аш-Шамсу-с-Самхуди, Аль-Амину-ль-Гумари, Абуль-Хасан аль-Кубра, Аш-Шамсул-Лякани аз-Зайрути, Аш-Шихаб бин ас-Сигъ. Также он учился у других великих учёных своего времени.
Его известные ученики:
Нуруддин аз-Зияди, Шихабуддин ибн Касим аль-Убади, Джамалуддин аль-Ашхар, Сайид Абдуль-Басри, Шихабуддин аш-Шанавани, Имам Мухаммад Биафзал, Бурхан бин аль-Ахдаб, Абдур-Рахман аль-Макки аль-Ханафи, Зайнуддин аль-Малибари, Мулла Али аль-Кари, Абдуррахман ибн Умар аль-Амуди, Джамалуддин аль-Хинди, Абу ас-Са’адат, и другие.
Из его книг:
«Шарх аль-Мишкат», «Тухфатуль Мухтадж би шарх аль-Минхадж», два шарха над «Иршад», «шарх-уль-Хамазиятиль Бусири», «Фатхуль Мубин би шархи Арбаин ан-Навави», «Саваику-м-Мухрика», «Каффу-р-Ра’аъ», «аз-Заваджир», «Насихат-уль-Мулюк», «Шархуль Альфия», «Ахкам фи Каватии Ислам», «Шарх-уль-’Убаб», «Тахзиру-с-Сикат», «шарх Кутату Салиха», «шарх Мухтасару Абиль Хасан», «шарх Мухтасару-р-Равза», «Манакибу Аби Ханифа», «Аль-Фатава аль-Фикхийя аль-Кубра», «Аль-Фатава аль-Хадийсийя», «Манхаджуль Кавим», «аль-Минахуль маккиййа фи шархи Хамзиййа».
Высказывания ученых о нем:
Имам Абдуль-Кадир аль-Факихи (920-989 х/1514-1581 м) сказал:
سيدنا وشيخنا الإمام العالم العلامة ، الحبر البحر الحجة الفهامة ، مفتي المسلمين ، صدر المدرسين ، بقية المجتهدين ، بركة بلادالله الأمين أحمد شهاب الدين بن حجر الشفعي
«Наш господин, наш шейх, имам, великий ученый, знаток, море, довод, весьма понятливый человек, муфтий мусульман, сердце преподавателей, остаток муджтахидов, водоем городов Аллаха, Ахмад Шихабуддин ибн Хаджар аш-Шафии».
[«Мукъаддима Аль-Фатава аль-Фикхийя», 1/2]
Имам Абдуль-Кадир аль-Айдарус (978-1038 х/1570-1628 м) сказал:
الإمام شيخ الإسلام خاتمة أهل الفتيا والتدريس ناشر علوم الامام محمد بن إدريس الحافظ شهاب الدين أبو العباس أحمد بن محمد بن علي بن حجر الهيتمي السعدي الأنصاري … وكان بحرا في علم الفقه وتحقيقه لا تكدره الدلاء وإمام الحرمين كما أجمع على ذلك العارفون وانعقدت عليه خناصر الملاء إمام اقتدت به الأئمة وهمام صار في إقليم الحجاز أمة مصنفاته في العصر آية يعجز عن الإتيان بمثلها المعاصرون … واحد العصر وثاني القطر وثالث الشمس والبدر من أقسمت المشكلات أن لا تتضح إلا لديه وأكدت المعضلات آليتها أن لا تتجلى إلا عليه لا سيما وفي الحجاز عليها قد حجر ولا عجب فإنه المسمى بابن حجر … برع في علوم كثيرة من التفسير والحديث وعلم الكلام وأصول الفقه وفروعه والفرائض والحساب والنحو والصرف ولا معاني والبيان والمنطق والتصوف…
«Имам, Шейхуль Ислам, конец людей фетв и обучения. Распространитель знаний Имама Мухаммада ибн Идриса (аш-Шафии), хафиз Шихабуддин Абуль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами ас-Саади аль-Ансари… Он был морем в науке фикх и в его иследовании которую незагрязняют ведра, Имам-уль-Харамайн как над этим согласились знающие люди и на котором заключилось полное объединение (ученых). Имам, за которым последовали имамы, герой, ставший в краях Хиджаза умматан (алим которому нет подобных), книги которого (в его) веке были знамением, современники которого были бессильны от написания таких книг, единственный своего века, вторая планета, третий после солнца и луны. Трудности, которые поклялись, что не раскроются/выясняться кроме как ему, трудности которые укрепили свою клятву, что не раскроются (никому) кроме него, особенно в Хиджазе они (трудности) затвердились, и (это) не удивление, ведь его называют Ибн Хаджаром (сын Камня)…
Он стал умелым во многих знаниях: тафсир, хадис, калям, фикх её усул и фуруъ (отрасли), фараиз (наследство), хисаб (арифметива), нахви, сарф, маан баян (риторика), мантик (логика) и тасаввуф».
[«Ан-Нур ас-Сафиру фи а’яниль Карниль Ашир», стр. 287]
Сказал аш-Шавкани (1173-1250 х/ 1760-1834 м):
كان زاهداً متقللاً على طريقة السلف ، أمراً بالمعروف ، ناهياً عن المنكر ، واستمر على ذلك حتي مات
«Он был аскетом, ограничившимся на пути саляфов (праведных предшественников), повелевающим благое, и запрещающим порицаемое, и постоянствовал в этом пока не умер».
[«Аль-Бадру т-Тали’», 1/109]
Имам Мансур ат-Табаляви (ум. 1014 х/1606 м) сказал:
خاتمة أهل التصنيف وخطيب ذوي التأليف إمام العلماء المحققين ولسان الفقهاء المدققين مولانا شيخ مشايخ الإسلام والمسلمين عالم الحرم الأمين شهاب الملة والدين ابن حجر الهيتمي ثم المكي قدس الله روحه ونور ضريجه
«Последний (из достойных) составителей (книг), проповедник авторов, имам праведных ученых, уста всех внимательных факихов, наш господин, шейх шейхов Ислама и мусульман, ученый доверенного аль-Харама, звезда религиозной общины и религии, Ибн Хаджар аль-Хайтами, потом аль-Макки, пусть Аллах очистит его душу и освятит его могилу».
[«Хашият Ибн Касим аля Тухфат», 1/4]
Имам Шихабуддин аль-Хафаджи аль-Ханафи (977-1069 х/1569-1659 м):
العلامة شهاب الدين أحمد بن حجر اليتمي نزيل مكة ، شرفها الله علامة الدهر خصوصا الحجاز، فإذا نشرت حلل الفضل فهو طراز الطراز. فكم حجت وفود الفضلاء لكعبته، وتوجهت وجوه الطلب إلى قبلته. إن حدث عن الفقه والحديث، لم تتقرط الآذان بمثل أخباره في القديم والحديث. فهو العلياء والسند ، ومن تفك سهام أفكاره الزرد. تآليفه غرر منيرات، أضاءت في وجوه دهم المشكلات. وهو من أجل مشايخ والدي، الذي ورثت من علمه طريفي والدي. رحمه الله تعالى.
«Выдающийся ученый Шихабуддин Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами поселившийся в Мекке, да возвысит Аллах её. Выдающийся ученый, особенно в Хиджазе, когда расстелили одеяние достоинства, то он был образцом образцов. Сколько же достойных делегаций «совершили хадж» к его «каабе», и направились лица ищущих знания к его «кибле». Если он говорил о фикхе и хадисе, то не слышали уши что-то похожее на его речь в прошлом и в настоящем. Он возвышенность и опора, и он тот, чьи стрелы размышлений пробивают любую броню. Его труды осветляющие, которые осветили в лицах (людей) темноту неясностей. Он один из больший шейхов моего отца, от знаний которого я получил в наследство оригинальное наследство, да смилуется над ним Аллах».
[«Риханатуль Альбани», 1/435]
Имам Абдул-Ваххаб аш-Ша’рани (898-973 х/1493-1566 м) сказал:
ومنهم - الشيخ الإمام العلامة المحقق الصالح الورع الزاهد الخاشع الناسك الشيخ شهاب الدين ابن حجر نزيل الحرم المكي - رضي الله عنه -. أخذ العلم عن مشايخ الإسلام بمصر، وأجازوه بالفتوى والتدريس، وأفتى بجامع الأزهر والحجاز، وانتفع به خلائق… وهو مفتي الحجاز الآن، يصدرون كلهم إلا عن قوله، وله أعمال عظيمة في الليل، لا يكاد يطلع عليها إلا من خلى من الحسد من صغره إلى الآن…
«Из них - шейх, имам, великий учёный, исследователь, благочестивый, набожный, аскет, смиренный, отшельник шейх Шихабуддин ибн Хаджар, поселенец аль-Харама, аль-Макки, да будет доволен им Аллах. Взял науку от шейхов Мисра (Египта), которые дали ему разрешение на фетвы и преподавание, и он давал фетвы в университете аль-Азхара и Хиджаза. Много народа получили от него пользу, … и он посей день является муфтием в Хиджазе, и они все исходили только из его слов. У него многочисленные добрые деяния, совершенные в ночи, и не приблизится заглянуть на них никто кроме тех, кто очистился от зависти мало до велика…»
[«Лавакихуль Анвар», 1 глава 3 раздела]
Сказа имам Шамсуддин ибн аль-Гъази (1096-1167 х/1685-1754 м):
قال الإمام بن الغزي: إمام الحروين ، ومفتي العراقيين ، شيخ الإسلام ، العلامة المحقق
«Имам двух Святынь (Мекка и Медина) и муфтий иракцев, шейхуль Ислам и великий исследователь».
[«Диван аль-Ислам», 1/200-201]
Алляма, шейх Абдуллах аш-Шаркави (1208-1227 х/1793-1812 м) сказал:
العلامة المحقق الناسك الخاشع الزاهد السمح شهاب الدين ابن حجر، نزيل مكة المشرفة، أخذ رضي الله عنه العلم عن جماعة من مشايخ الإسلام بمصر، وأجازوه بالإفتاء والتدريس، فدرس وأفتى بالجامع الأزهر والحجاز، وانتفع به خلائق كثيرة، وصنف عدة كتب نافعة محررة في الفقه والأصول.
«Великий ученый, исследователь, отшельник, смиренный, аскет, великодушный, Шихабуддин ибн Хаджар, жилец почтенной Мекки, взял, да сохранит его Аллах и приветствует, знание от группы шейхов Ислама в Египте, и дали они ему разрешение на фетвы и преподавание. Потом он преподавал, издавал фетвы в Джами-уль Азхаре и в Хиджазе. С него взяли пользы множество людей. Составил несколько полезных книг составленные в фикхе и в усуле».
[«Тухфату Бахия фи Табакати аш-Шафиия»]
Сказал шейх Али Басабирин аль-Хадрами (ум. 1305 х/1888 м):
والذي تلقيناه من مشايخ أن المجدد في المائة العاشرة الشيخ أحمد بن حجر الهيتامي أو الإمام محمد الرملي . ورجحة بعضهم؛ لكون الإمام بن حجر مات قبل مضي القرن
«То, что мы получили от наших шейхов (это то, что) муджаддид 10-го века (это) шейх Ахмад ибн Хаджар аль-Хайтами или имам ар-Рамли. Это предпочли некоторые, поскольку ибн Хаджар умер до истечения десятого века».
[«Гаяту талхис аль-Муради мин фатава бин Зияд», стр. 294]
Шейх Юсуф ибн Исмаил ан-Набхани (1265-1350 х/1849-1932 м) сказал:
قال العلامة الشيخ يسوف النبهاني معللا قبول الناس المصنفات بن حجر وإقبالهم عليها: للاتفاق على أنه أحد الأئمة الأعلام الذين لم يطعن فيهم أحد من علماء ومذهاب الإسلام من عصره إلى الان ، ولم ينسبه واحد منهم إلى بدعة أم مخالفة سنة أو أدني شيء يخل بعلمة ودينه وثقة عموم الأمة به
«Единогласны все, что он является одним из выдающихся ученых, которого не порицал ни один из ученых и мазхабов Ислама с его века до наших дней. Никто из них не отнес его к новшествам или же противоречию Сунне, или же к чему-либо низшему, что могло бы испортит его знания и религию или доверие обшей уммы к нему».
[«Шавахидуль Хакк», стр. 292]
Имам Ибн аль-Имад аль-Ханбали (1032-1089 х/1623-1679 м) сказал:
الإمام العلامة البحر الزاخر…وبالجملة فقد كان شيخ الإسلام خاتمة العلماء الأعلام بحرا لا تكدره الدلا، إمام الحرمين كما أجمع عليه الملا، كوكبا سيارا في منهاج سماء الساري، يهتدى به المهتدون تحقيقا لقوله تعالى {وبالنجم هم يهتدون}… وأخذ عنه من لا يحصى كثرة وازدحم الناس على الأخذ عنه وافتخروا بالانتساب إليه وممن أخذ عنه مشافهة شيخ مشايخنا البرهان بن الأحدب… وأذن له بالإفتاء والتدريس وعمره دون العشرين وبرع في علوم كثيرة من التفسير والحديث والكلام والفقه أصولا وفروعا والفرائض والحساب والنحو والصرف والمعاني والبيان والمنطق والتصوف ، ومن محفوظاته المنهاج الفرعي ، ومقروآته لا يمكن حصرها وأما إجازات المشايخ له فكثيرة جدا ، استوعبها في معجم مشايخه ، وقدم إلى مكة في آخر سنة ثلاث وثلاثين فحج وجاور بها ثم عاد إلى مصر ثم حج بعياله في آخر سنة سبع وثلاثين ثم حج سنة أربعين وجاور من ذلك الوقت بمكة وأقام بها يدرس ويفتي ويؤلف
«В общем Шейхуль Ислам был последним выдающихся ученых, морем (знаний) которую не мутят ведра, имам-уль-Харамайн как на этом согласилась достойные уммы, двигающей звездой по пути двигающего неба, из-за которого становились на правильный путь идущие правильным путем, утверждая слово Всевышнего: «а по звездам они находят правильную дорогу»…
От него взяли (знания) те, перечислить которых невозможно из-за их множества. Люди теснились в получении от него знаний, и гордились они своей принадлежностью к нему. Из тех, кто взял от него (знания) из уст в уста, это шейх наших шейхов аль-Бурхан ибн аль-Ахдаб.
Ему дали разрешили на фетвы и на обучение в возрасте меньше 20-ти лет. Он стал умелым во многих знаниях: тафсир, хадис, калям, фикх её усул и фуруъ (отрасли), фараиз (наследство), хисаб (арифметива), нахви, сарф, маан баян (риторика), мантик (логика) и тасаввуф. Из его рукописей является «Минхаджу аль-Фари», а то, что он прочел невозможно ограничить. Что касается разрешений от шейхов ему, то их очень много, которые полностью охвачены (упомянуты) в «Муъджаму Машах». Прибыл он в Мекку в конце 33 года, совершил хадж и поселился в соседстве с ней (Меккой), потом возвратился обратно в Египет. После совершил хадж со своей семьей в конце 37 года, потом совершил хадж в 40-м году и с тех пор поселился навсегда в соседстве с Меккой преподавая, издавая фетвы и составляя книги».
[«Шазарат аз-Захаб», 8/370]
Имам перешёл в лучший мир в 974-м году по хиджре и был похоронен в аль-Ма’ля (в Мекке) рядом с Ибн аз-Зубайром. Среди его караматов (чудес) - то, что один из его учеников увидел имама во сне и спросил о его положении после смерти. Имам аль-Хайтами ответил: «Мы находимся в ‘иллиюн (высокая степень в Раю)».
исламшариат,
биографии,
Ибн Хаджар аль-Хайтами