Возвышенность Всевышнего Аллаха

May 08, 2012 10:58


Сказал великий знаток арабского языка, грамматик, имам Абу Исхак Ибрахим ибн ас-Сарий аз-Заджадж аль-Багдади (241-311 х/855-923 м) по поводу возвышенности Всевышнего Аллаха:

والله تعالى عالٍ على كل شيء ، وليس المراد بالعلو ارتفاع المحل ، لأن الله تعالى يجلُّ عن المحل والمكان ، وإنما العلو علو الشأن وارتفاع السلطان ، ويؤكد الوجه الآخر قوله صلى الله عليه وسلم في دعائه : » أنت الظاهر فليس فوقك شيء ، وأنت الباطن فليس دونك شيء…

«Всевышний Аллах над каждой вещью (в смысле ранга). Возвышенность не является в значении пространства, потому что Всевышний Аллах чист от пространства и места. Поистине возвышенность в значении возвышенности власти и могущества, и подтверждают эту сторону (в смысле могущество и власть) слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в дуа: «О Аллах Ты явный и нет ничего над Тобой, Ты скрытый и нет ничего под Тобой»».

[«Тафсир Асмау ллаhу аль-хусна»]

Ученик имама аз-Заджаджа, Абуль-Касим Абдур-Рахман ибн Исхак аз-Заджадж (ум. 337 х/949 м) в книге «Иштикъакъу асмаилляh»:

والعلي والعالي أيضا : القاهر الغالب للأشياء، فقول العرب : علا فلان فلانا أي غلبه وقهره كما قال الشاعر : فلما علونا واستوينا عليهم تركناهم صرعى لنسر وكاسر يعني غلبناهم وقهرناهم واستولينا عليهم

«Слово аль-Алийю, и аль-Аалии также: Покоряющий, Побеждающий всякую вещь. Слово арабов: Такой-то возвысился над таким, т.е. победил и покорил его. Сказал поэт: И когда мы возвысились над ними, мы оставили их поверженными для орла и хищника, т.е. мы победили их и овладели над ними».

[«Иштикъакъу асмаилляh»]

Сказал имам Халил бин Ахмад аль-Фарахиди (100-173 х/718-791 м):

الله عز وجل هو العلي الأعلى المتعالي ذو العلاء والعلو ، فأما العلاء : فالرفعة ، والعلو: العظمة والتجبر. وتقول «علا الشيء علاء‎«‎. ويقال : علوت وعليت جميعا ، وكذلك علي علاء في الرفعة والشرف والارتفاع

Аллах, Свят Он и Велик, Он Возвышенный, Наивысочайший, Возвышающийся, обладатель высокого положения и величия. Что касается (слова) аль-Аляу - это высокое положение (рифъат). А слово аль-Улюв - это величие и могущество. Говорится: «Вещь превзошла превосходством». Также говорят: «Я превзошел всех». Так же: Превзошло превосходством в смысле высоким положением, почетом и возвышением.

[имам аз-Заджадж, «Иштикъакъ асмауЛлагь», стр. 109]

Имам-муфассир Ибн Джарир ат-Табари (224-310 х/839-923 м) в своем тафсире, объясняя смысл слов «аль-Алий» и «аль-Мутаали» сказал:

والعليّ: ذو العلوّ والارتفاع على خلقه بقدرته

«Возвышенный (аль-Алий): обладатель высочества и возвышенности над Его созданиями посредством Своего Могущества» (2:255)

المتعال: المستعلي على كلّ شيء بقدرته

«Возвышающийся (аль-Мутаали): возвышающийся над каждой вещью посредством Своего Могущества» (13:9)

[Имам ат-Табари, «Джами`аль-байан фи таъвиль аль-Кур`ан»]

Также имам ат-Табари (224-310 х/839-923 м) в своем тафсире объясняя значение «возвышения» сказал:

فكذلك فقُلْ : علا عليها علوّ مُلْك وسُلْطان ، لا علوّ انتقال وزَوال

«Так и ты скажи: Возвысился над ним возвышением власти и могущества, а не возвышения перемещения и отдаления….».

[Имам ат-Табари, «Джами` аль-байан фи таъвиль аль-Кур`ан», 2:29]



Сказал Имам Фахруддин ар-Рази (544-606 х/1150-1210 м) в своем «ат-Тафсир аль-Кабир»:

قوله تعالى : (وهو العلي العظيم) ولا يجوز أن يكون المراد بكونه عليا العلو في الجهة والمكان… فوجب أن يكون المراد من العلي المتعالي عن مشابهة الممكنات ومناسبة المحدثات

«Сказал Всевышний: «Он - Возвышенный, Великий» (42:4). Нельзя понимать слово «Возвышенный» так, будто Аллах имеет направление или занимает место… Тут под словом «Возвышенный» имеется в виду, что Аллах превыше сходства с творениями и чист от качеств изменяемости».

[Фахруддин ар-Рази «Мафатихуль Гайб», 42:4]

Сказал великий муфассир, имам Абу Абдиллях аль-Куртуби аль-Малики (600-671 х/1204-1274 м), комментируя находящийся в конце «Аятуль-Курси» (2:255) термин «аль-Алий» - одно из имен Всевышнего:

و » الْعَلِيّ » يُرَاد بِهِ عُلُوّ الْقَدْر وَالْمَنْزِلَة لَا عُلُوّ الْمَكَان ; لِأَنَّ اللَّه مُنَزَّه عَنْ التَّحَيُّز . وَحَكَى الطَّبَرِيّ عَنْ قَوْم أَنَّهُمْ قَالُوا : هُوَ الْعَلِيّ عَنْ خَلْقه بِارْتِفَاعِ مَكَانه عَنْ أَمَاكِن خَلْقه . قَالَ اِبْن عَطِيَّة : وَهَذَا قَوْل جَهَلَةٍ مُجَسِّمِينَ , وَكَانَ الْوَجْه أَلَّا يُحْكَى… وَالْعَلِيّ وَالْعَالِي : الْقَاهِر الْغَالِب لِلْأَشْيَاءِ , تَقُول الْعَرَب : عَلَا فُلَان فُلَانًا أَيْ غَلَبَهُ وَقَهَرَهُ , قَالَ الشَّاعِر : فَلَمَّا عَلَوْنَا وَاسْتَوَيْنَا عَلَيْهِمْ تَرَكْنَاهُمْ صَرْعَى لِنَسْرٍ وَكَاسِر وَمِنْهُ قَوْله تَعَالَى : » إِنَّ فِرْعَوْن عَلَا فِي الْأَرْض » الْقَصَص : 4

(Под словом) «Возвышенный» имеется в виду возвышенность степени и возвышенность ранга и достоинства, а не возвышенность как буквальное нахождение в самой верхней точке. Ибо Всевышний Аллах совершенно чист и свободен от того, чтобы занимать место в пространстве. Передает имам ат-Табари (224-310 х/839-923 м) от группы людей, которые изрекают следующее: «Он (Аллах) Возвышенный в смысле буквального возвышения Своего над творением через возвышенность Своего места от места своих творений». Сказал по поводу этой цитаты Ибн Атийя (481-542 х/1088-1148 м): «Так говорят невежды-муджассима (антропоморфисты) и (посему) имеется (серьезное) основание для того, чтоб не передавать и не рассказывать (подобные слова)»… Возвышенный - покоряющий, побеждающий всякое (го). Говорят арабы: Такой-то возвысился над таким т.е. победил его и покорил его. Сказал поэт: И когда мы возвысились над ними, мы оставили их поверженными для орла и хищника. И к тому же слово Всевышнего: «Воистину Фиръавн возвысился на земле» (аль-Касас, аят 4)

[Имам аль-Куртуби, «аль-Джами ли ахкам аль-Куран», 2:255]

Сказал Имам аль-Куртуби (600-671 х/1204-1274 м) в тафсире 54 аята, суры аль-Аъраф:

قُلْت : فَعُلُوّ اللَّه تَعَالَى وَارْتِفَاعه عِبَارَة عَنْ عُلُوّ مَجْده وَصِفَاته وَمَلَكُوته . أَيْ لَيْسَ فَوْقه فِيمَا يَجِب لَهُ مِنْ مَعَانِي الْجَلَال أَحَد , وَلَا مَعَهُ مَنْ يَكُون الْعُلُوّ مُشْتَرَكًا بَيْنه وَبَيْنه ; لَكِنَّهُ الْعَلِيّ بِالْإِطْلَاقِ سُبْحَانه

Я говорю: «Возвышенность и возвышение Аллаха относится к возвышенности Его величия, качеств и власти, т.е. нет над Ним кого-либо, у кого был бы подобные качества. И нет вместе с Ним никого, кто разделял бы с ним это, ибо Он возвышен абсолютным величием и отсутствием каких-либо недостатков».

[Имам аль-Куртуби, «аль-Джами ли ахкам аль-Куран», 7:54]

Сказал Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773-852 х/1372-1449 м) в своем шархе на «Сахих» аль-Бухари:

ولا يلزم من كون جهتي العلو والسفل محالا على الله أن لا يوصف بالعلو، لأن وصفه بالعلو من جهة المعنى، والمستحيل كون ذلك من جهة الحس، ولذلك ورد في صفته العالي والعلي والمتعالي، ولم يرد ضد ذلك وإن كان قد أحاط بكل شىء علما جلّ وعز

«Из абсолютной неприменимости категорий «низ» и «верх» к Всевышнему Аллаху никак не следует, что Он не характеризуется при этом качеством «аль-улюв» (возвышенность). Потому что описывают Его качеством «аль-улюв» (возвышенность) в смысловом значении (т.е. возвышенность ранга и превосходства), и не возможно, чтобы был смысл восприятия (буквально). В этом смысле, пришли и Его сыфаты «аль-Али», «аль-Алийю», «аль-Мутаали», и не пришло (в Откровении), противоположное этому, хотя при этом Его Знание объемлет абсолютно всё».

[Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Фатхуль Бари», том 3, стр. 30]

Понимание выражения «Аллах над творениями» (фаукъия)

Сказал имам суннитов, Абу Бакр ибн Фурак аль-Асбахани (ум. 406 х/1015 м) в своей книге «Мушкиль аль-Хадис»:

و اعلم انا اذا قلنا ان الله عز ذكره(( فوق ما خلق ))لم نرجع به الى فوقية المكان والارتفاع على الأمكنة با المسافة والاشراف عليها با المماسة لشيء منها بل قلنا انه فوقها يحتمل وجهين احدهما , أن يراد به أنه قاهر لها مستول عليها اثباتا لاحاطة قدرته بها وشمول قهره لها , وكونها تحت تدبيره جارية على حسب علمة ومشيئته والوجة الثاني ان يراد به انه فوقها على معنى انه مباين لها با الصفة والنعت , وان ما يجوز على المحدثات من العيب والنقص والعجز والأفة والحاجة لا يصح شيء من ذلك عليه ولا يجوز وصفة به وهذا متعاف في اللغة ان يقال (( فلان فوق فلان )) ويراد بذالك رفعة المرتبة والمنزلة والله (فوق خلقة ) على الوجهين جميعا وانما يمتنع الوجه الثالث وهو ان يكون على معنى التحيز في جهة والاختصاص ببقعة دون بقعة) اهـ. مشكل الحديث

«Знай, когда мы говорим что Аллах Всемогущий и Великий «над творениями» мы не относим это к нахождению на высоком месте или возвышенности места в смысле расстояния, или что Он руководит творениями прикасаясь к ним, а наоборот мы говорим, что выражение «над ними» несет два смысла:

Первое: может иметь смысл, что Он обладает мощью над ними и властвует над ним, подтверждая этим, что Его всемогущество охватывает творения и Его мощь доходит и до них. То, что творения находятся под Его контролем, который осуществляется в соответствии с Его знанием и волей.

Второе: может иметь смысл, что Он над творениями, в том смысле, что не похож на них в описаниях, а так же в том смысле, что допустимые для творений недостатки, слабость, нужда или беды не допустимы для Него и нельзя Его описывать подобным качеством. В арабском языке это подобно выражению: «Некий человек над другим человеком», в том смысле, что выше него по степени и уровню. Всевышний Аллах «над творениями» в этих двух смыслах.

Однако, не допускается понимание этого в третьем смысле - что Аллах находится над творениями в смысле занимания места в какой-либо стороне, или нахождении в одном месте, при этом, не находясь на другом»

[Ибн Фурак, «Мушкиль аль-Хадис ав таъвиль аль-ахбар аль-муташаббихати», стр. 64]

Имам Ибн Джарир ат-Табари (224-310 х/839-923 м) говорит в своем тафсире:

وَقَدْ بَيَّنَّا أَنَّ كُلّ شَيْء عَالٍ بِقَهْرٍ وَغَلَبَة عَلَى شَيْء , فَإِنَّ الْعَرَب تَقُول : هُوَ فَوْقه

«Поистине мы разъяснили, что всякий возвышенный, с подчинением и преобладанием над чем-либо. Воистину арабы говорят (на это): «Он над ним»»

[Ат-Табари, «Джамиъ аль-байян фи таъвиль аль-Куран», 7:127]

Сказал Имам аль-Куртуби (600-671 х/1204-1274 м), разъясняя смысл слов Всевышнего «над Своими рабами» (6:18):

وَمَعْنَى ( فَوْق عِبَاده ) فَوْقِيَّة الِاسْتِعْلَاء بِالْقَهْرِ وَالْغَلَبَة عَلَيْهِمْ ; أَيْ هُمْ تَحْت تَسْخِيره لَا فَوْقِيَّة مَكَان ; كَمَا تَقُول : السُّلْطَان فَوْق رَعِيَّته أَيْ بِالْمَنْزِلَةِ وَالرِّفْعَة

«И (Его слова) «над Своими рабами» означают возвышенность высокого положения, властью и превосходством над ними (рабами). Т.е. они (находятся) под Его подчинением. (И это) не (означает) возвышенность места. Как говорят: Султан над своими подчиненными, т.е. степенью, высоким положением».

[Имам аль-Куртуби, «аль-Джами ли ахкам аль-Куран», 6:18]

Имам Мулла Али аль-Кари (ум. 1014 х/1606 м) пишет в своем шархе на «аль-Фикх аль-Акбар»:

الروض الأزهر في شرح الفقه الأكبر»: وأما علوّه تعالى على خلقه المُستفاد من نحو قوله تعالى :» وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ » ، فعلو مكانة ومرتبة لا علو مكان كما هو مقرر عند أهل السنة والجماعة بل وسائر طوائف الإسلام من المعتزلة والخوارج وسائر أهل البدعة إلا طائفة من المجسمة وجهلة من الحنابلة القائلين بالجهة ، تعالى الله عن ذلك علوا كبيرا

«Что касается возвышенности Всевышнего над Его творениями, на которое указывает аят: «И он Могущественный над своими рабами» (6:61), - это возвышенность могущества и величия, но не возвышенность Его места. Так установлено у Ахлю-с-Сунна валь-Джама`а и даже у остальных групп Ислама, таких как муътазилиты, хавариджи и остальных приверженцев нововведений, кроме группы муджассима (придающие Аллаху тело) и невежд из числа ханбалитов, которые утверждают сторону (в отношении Аллаха). Всевышний Аллах чист от этого Великим Возвышением».

[Али аль-Кари, «ар-Равз аль-Азхар фи шарх аль-Фикх аль-Акбар», стр. 196-197]
Источник: http://islamshariat.ru/index.php/archives/580

исламшариат, возвышенность Аллаха, коран, тафсир, таъвиль

Previous post Next post
Up