В истории мусульманской мысли важную роль сыграли великие алимы, которые извлекали из Корана и Сунны установления шариата, необходимые людям во всех их делах, и предложили мусульманам совершенную и удовлетворявшую все их потребности законодательную систему.
Среди этих алимов появились и крупные факихи, которые выработали принципы извлечения установлений. В совокупности своей эти правила получили название науки об основах фикха. Факихи неуклонно придерживались сформулированных ими принципов, благодаря чему нормы фикха, извлекаемые из Корана и Сунны, четко гармонировали друг с другом и отличались лишь совершенством.
Таких имамов было немало, однако суждения большинства из них не фиксировались письменно и поэтому не дошли до нас. Те же, суждения которых были записаны и нашли практическое применение, стали известны как четыре имама. Ими являются имамы Абу Ханифа ан-Ну’ман бин Сабит (ум. 150 г. х. /767 г.), Малик бин Анас (ум. 179 г. х. /795 г.), Мухаммад бин Идрис аш-Шафи’и (ум. 204 г. х. /632 г.) и Ахмад бин Ханбал аш-Шайбани (ум. 241 г. х./855 г.).Их ученики стали записывать и сохранять суждения этих имамов, разъясняя, что служило доводами в пользу их суждений, для чего ими было написано множество трудов. С течением времени богатство фикха прирастало стараниями крупных алимов, сменявших друг друга на протяжении веков, и в конечном итоге мусульманская община стала обладательницей крупнейшей сокровищницы права.
Исламский фикх является законом Аллаха, соблюдая который, мы поклоняемся Аллаху. Имамы иджтихада прилагали усилия для извлечения из Корана и Сунны установлений религии Аллаха и Его шариата. Занимаясь этим, они выполняли то, что было возложено на них Аллахом, который сказал (смысл): «Не возлагает Аллах на человека ничего, кроме того, что ему по силам» (Коран, 2:286).
Всевышний Аллах также сказал (смысл): «Аллах ни на кого не возлагает (больше того, что) Он даровал ему» (Коран, 65:7) .
Шейх факихов своего времени Мухаммад Бахит аль-Муты’и, да помилует его Аллах, сказал: «Каждое из этих установлений либо взято из одного из четырех источников: Корана, Сунны, единодушного решения алимов (иджма’) и суждения по аналогии (кияс), либо правильно выведено с помощью иджтихада».
Такое установление является установлением Аллаха, Его шариатом и руководством Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), следовать которому нам велел Всевышний Аллах. Дело в том, что, если суждение любого муджтахида основывается на одном из вышеупомянутых четырех источников, оно должно рассматриваться как установление Аллаха и для него самого, и для его последователей, на что указывают слова Аллаха (смысл): «...так спрашивайте обладателей Писания, если сами вы не знаете» (Коран, 16:43).
Следует отметить, что человек, который займется серьезным изучением различных мазхабов фикха, увидит, что по части основ и многих ответвлений они занимают одинаковые позиции, а расхождения во мнениях касаются лишь некоторых ответвлений. Это относится к числу характерных особенностей и достоинств шариата и указывает на его широту, универсальность и гибкость, благодаря чему шариат может удовлетворять различные нужды законодательства в любое время и в любом месте.
То обстоятельство, что представители различных мазхабов по-разному понимают те или иные указания шариата и извлекают из них разные практические установления, не означает, что Аллах не возложил на нас обязанность выполнения некоторых из этих установлений. Указанием на это может служить хадис, в котором сообщается, что ‘Абдуллах б. ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда Пророк (мир ему и благословение) вернулся (в Медину) после битвы у рва, он сказал нам:
«Пусть каждый совершит послеполуденную молитву только у (жилищ) бану Курайза!».
Некоторых из сподвижников время послеполуденной молитвы застало в пути, и тогда одни сказали: «Мы не будем молиться, пока не придем туда», другие же сказали так: «Нет, помолимся (здесь), ибо не этого он хотел от нас!» А потом об этом рассказали Пророку (мир ему и благословение), и он не высказал порицания никому из них» (аль-Бухари).
Ас-Сухайли и другие факихи указывали, что в этом хадисе имеется указание на один из принципов фикха, согласно которому не следует порицать ни того, кто поймет какой-либо аят или хадис буквально, ни того, кто извлечет из него нечто особое. Кроме того, в нем есть указание на то, что правы все муджтахиды, между которыми есть разногласия по ответвлениям фикха, и прав каждый муджтахид, если вывод, сделанный им путем иджтихада, соответствует одному из возможных толкований. Многие считали, что по любому вопросу, на который в Коране или Сунне имеются прямые указания, правильным может быть только одно мнение. Многие другие считали, что это справедливо для тех случаев, когда прямых указаний нет. Такого мнения придерживался аш-Шафи’и, а аль-Аш’ари считал, что прав каждый муджтахид и что установление Всевышнего Аллаха соответствует мнению муджтахида.
Пророк (мир ему и благословение) не любил, когда ему задавали много вопросов, желая, чтобы аяты и хадисы носили общий характер, а алимы этой общины могли легко извлекать из них нужные установления. Вот почему, как передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Посланик Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Избавьте меня (от расспросов о том, относительно чего) я с вами (не говорил). Поистине, живших до вас погубило множество вопросов и несогласие (этих людей) с их пророками, (а поэтому) когда я запрещаю вам что-нибудь - избегайте этого, а когда велю вам что-нибудь - делайте из этого, что сможете» (аль-Бухари, Муслим).
В той версии этого хадиса, которую приводит имам Муслим, сообщается, что однажды во время проповеди Пророк (мир ему и благословение) сказал: «О люди! Аллах обязал вас совершать хадж, так совершайте же его! Один человек спросил: «Каждый год, Посланник Аллаха (мир ему и благословение)?» Ответа не последовало. Но после того, как этот человек повторил свои вопрос трижды, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если я отвечу утвердительно, это станет обязательным, но вы ведь не сможете делать этого!» А потом он сказал: «Избавьте меня (от расспросов о том, относительно чего) я с вами (не говорил). Поистине, живших до вас погубило множество вопросов и несогласие (этих людей) с их пророками, (а поэтому) когда я велю вам что-нибудь - делайте из этого, что сможете, а когда я запрещаю вам что-нибудь - избегайте этого».
Ад-Даракутни приводит другую версию этого хадиса, в которой сказано: «А после того как был ниспослан аят, в котором говорится (смысл): «О те, кто уверовали! Не спрашивайте о (таких) вещах, которые огорчат вас, если откроются вам...» (Коран, 5:101) - Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах возложил (на людей определенные) обязанности - так не пренебрегайте же ими! и установил (определенные) границы - так не преступайте же их! и запретил (определенные) вещи - так не нарушайте же (эти запреты)! и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости - так не доискивайтесь же их!»
Имамы иджтихада и пришедшие им на смену алимы прилагали все свои силы для разъяснения установлений шариата и их извлечения из Священного Корана и Сунны Пророка (мир ему и благословение). Они достигли наилучших возможных результатов в познании установлений своей религии, а сокровищница фикха, которую эти люди оставили после себя, является одним из предметов гордости мусульманской общины. Шейх Мустафа аз-Зарка сказал: «В рамках этой системы возникло множество правовых толков (мазхабов), четыре из которых пользуются наибольшей известностью и существуют по сей день. Речь идет о ханафитском, маликитском, шафиитском и ханбалитском мазхабах, различия между которыми носят не вероубежденческий (акыда), а юридический характер, что и способствовало разработке теоретической и законодательной базы исламского фикха».
Следует отметить, что заявления некоторых современных мусульманских авторов, призывающих к отделению фикха от шариата, являются несостоятельными и опасными. Несостоятельность этих призывов объясняется использованием этими людьми неверных аргументов. Они утверждают, что фикх есть деятельность алимов, их иджтихад и их суждения, тогда как к числу установлений шариата относится все то, выполнение чего Аллах вменил нам в обязанность через Коран и Сунну Пророка (мир ему и благословение), поскольку Всевышний Аллах обязывает нас поклоняться Ему посредством установлений шариата, а не посредством высказываний и суждений алимов. Однако люди, использующие этот аргумент, упускают из виду то обстоятельство, что в своих утверждениях и суждениях алимы опирались на извлечения из Корана и Сунны.
Вышеупомянутые утверждения и суждения принадлежат алимам в том смысле, что их они извлекли из Корана и Сунны, но в то же время они являются установлениями религии Всевышнего Аллаха и Его шариата, выполнение которых Он возложил на нас, ибо Всевышний Аллах сказал (смысл): «... так спросите обладателей Писания, если вы не знаете» (Коран, 21:7) . Всевышний Аллах также сказал (смысл): «И не следует всем верующим выступать (в поход). Лучше, если бы выступала часть (людей) из каждой их группы, (а оставшиеся) стремились к постижению религии и увещевали людей, когда те вернутся к ним, чтобы они остерегались (дурного)» (Коран, 9:122).
Необходимо пояснить, что понимание аятов Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение)и извлечение из них установлений есть наука, которой могут хорошо овладеть лишь те, кто специализируется в этой области. Наука, связанная с постижением, отличается от науки передачи, и поэтому для познания установлений Всевышнего Аллаха заучивания Корана и Сунны недостаточно. В хадисах, которые были приведены нами ранее, указывается, что запоминание отличается от понимания и извлечения.
Вдумаемся в слова Али ибн Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, который разделял запоминание и понимание. Сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я спросил Али, да будет доволен им Аллах: «(Знаете ли) вы что-нибудь об откровениях помимо тех, что содержатся в Книге Аллаха?» (Али) ответил: «Нет, клянусь Тем, Кто расщепляет зерна и создает души, я об этом ничего не знаю, но мы обладаем пониманием Корана, даруемым Аллахом человеку (и есть у нас то, что написано) на этом листе. «Я спросил: «А что (написано) на этом листе?» Он сказал: «(То, что следует выплачивать) акль за кровь, освобождать пленных и не убивать мусульманина за неверного» (аль-Бухари, Муслим).
Понимание представляет собой нечто большее, чем изложение, а запоминание сказанного не избавляет от необходимости понимания.
Фикх есть понимание, которое служит для нас путем к познанию установлений шариата Всевышнего Аллаха, заключающихся в Коране и Сунне. Факихи, занимавшиеся иджтихадом, были искусны потому, что они специализировались в этой науке, нам же следует разделять их мнения, поскольку это и есть религия Всевышнего Аллаха и Его шариат и это лучшее, что мы можем сделать, а Аллах не возлагает на нас того, что нам не по силам.
Заблуждаются и ошибаются люди, считающие, что в наше время представители мусульманской общины могут извлечь из Корана и Сунны нечто лучшее, чем те установления, которые содержатся в законодательной базе фикха, передававшейся мусульманами из поколения в поколение в прошлые века. Это объясняется целым рядом причин, в том числе:
а) имамов иджтихада отделяло от ниспослания Корана не так много времени, как нынешних алимов, и поэтому они лучше разбиралисьв указаниях шариата, более правильно их понимали и лучше владели арабским языком;
б) сокровищница фикха собиралась не только трудами имамов, но и усилиями приходивших на смену друг другу алимов, которым вышеупомянутые имамы проложили путь. Однако каждое новое поколение делало посильный вклад в эту сокровищницу законодательства, благодаря чему она выросла до таких размеров, что смогла удовлетворять все потребности мусульманской общины во всех делах ее жизни;
в) законодательная база фикха, основывающаяся на гармоничных принципах, играла роль связующего звена между его основами и ответвлениями. Алимы неуклонно следовали этим принципам во все времена, и каждое поколение вносило в сокровищницу фикха что-то свое, что делало его еще более совершенным. Однако возможным это стало лишь потому, что они, подобно их предшественникам, никогда не отступали от вышеупомянутых принципов.
Современные алимы тоже могут внести свой вклад в сокровищницу фикха, если будут придерживаться этих принципов, благодаря чему мусульманская община получит пользу от усилий алимов прошлого и настоящего, а законодательная база фикха расширится и сможет охватить все новые реалии.