Являются ли такие возможности свойственными только Аллаху Субханаху ва Таъаля?
Может ли человек видеть и слышать с далека?
Возможно ли такое как караматуль авлия? Или же это является ширком?
Фахруддин Ар Рази (544-606 х/1150-1210 м) в своем тафсире «Мафатихуль Гъайб» в объяснении к аяту 107 из Суры Аль Аъраф упомянул мнения людей в вопросе возможности сверхъестественных вещей и сказал, что у них три мнения по этому поводу. Это мнение Ахлюс Сунны которые абсолютно допускают подобное, мнение философов которые абсолютно не допускают и мнение муътазилитов которые допускают частично.
В объяснении мнения Ахлюс Сунны он сказал:
وجوَّزوا في الأعْمى الذي يكون بالأندلس أن يُبصِرَ في ظُلْمة الليْلِ البُقْعة التي تكون بأقصى المشْرِق مع أنّ الإنسانَ الذي يكون سليمَ البَصَرِ لا يَرَى الشمْسَ الطالعةَ في ضِياءِ النهارِ, فهذا هو قولُ أصحابنا
«(Ахлюс Сунна) дозволяет такое: Слепой, который в Андалусии (Испания) сможет увидеть в темноте ночи дальний уголок востока (как Китай). И человек, который со здоровым видением не сможет увидеть солнце среди белого дня. Это мнение наших последователей (Ахлюс Сунны)».
Источник: Фахруддин Ар Рази: Мафатихуль Гъайб: 14/202
Даруль Фикр: 1401/1981
Слышать с далека, это так же одна из особенностей Пророка Мухаммада, салля Ллаху аляйхи ва саллям, как на это указано в хадисе, который передан от него:
إنِّي لأسْمَعُ أَطِيطَ السَّمَاءِ, وما تُلاَمُ أن تَئِطَّ, وما فيها مَوْضِعُ شِبْرٍ إلاَّ وَعَلَيْهِ مَلَكٌ ساجدٌ أو قائمٌ
«Несомненно, я слышу скрипение неба. И не упрекается оно за это. Нет в нем ни пяди места, чтобы на нем не был поклоняющийся ангел или ангел в къияме (стоящим в намазе)».
Передали этот хадис Табарани, Абуш Шейх, Ибн Аби Хатим, Абу Нуайм и много других мухаддисов. Множество ученых упомянули подобные риваяты в упоминании о характерных чертах Пророка, салля Ллаху аляйхи ва саллям.
К сведению современных последователей «мазхаба Тавхида», достоверность этого хадиса признал даже Аль Албани в своей книге «Ас Сильсилятус Сахиха» под номером 852.
Один из известных случаев по нашей теме это случай с Умаром, радийаЛлаху анх, в котором голос Умара услышали другие сахабы в Нахраванде который находится на отдалении более тысячи километров. Множество ученых в своих книгах привели этот случай, как доказательство караматов:
وجّه عمرُ جيْشًا ورَأَّسَ عليهم رجلاً يُدعى ساريةَ, فبينَما عمرُ يخطُب جعَل يُنادي: « يا ساريةُ الجبَلَ! » ثلاثًا, ثم قدِم رسولُ الجيْشِ, فسأَله عمرُ, فقال: يا أميرَ المؤمنين! هُزِمْنا, فبيْنا نحن كذلك إذ سمِعْنا صوتًا يُنادي: « يا ساريةُ الجبَلَ! » ثلاثًا, فأسْندْنا ظَهْرَنا إلى الجبَلِ, فهزَمهم اللهُ, قال: قيلَ لعمرَ: إنّك كنْتَ تَصِيحُ بذلك
«Отправил Умар армию и назначил ее предводителем (человека) которого звали Сарийа. Когда Умар читал хутбу сказал (он) высоким голосом: «О Сарийа к горе!». Сказал он это три раза.
Потом пришел посланник армии и спросил его Умар о положении. Он ответил: «О Повелитель правоверных! Сначала мы проигрывали, и в это время вдруг услышали голос, который сказал: «О Сарийа к горе!», три раза. Мы прислонились к горе, и поразил их Аллах».
Сказал (рави): Люди сказали Умару: «Ведь ты же сказал это!».
1. Иснад риваята и его роль
а) Передали эту историю многие ученые. Мы коротко затронем иснад этого случая. Иснад его «хороший». На это указал Хафиз Ибн Хаджар в своей книге «Аль Исаба фи Тамйизис Сахаба» (4/177) со словами (وهو إسناده حسن) и Ибн Касир в своей книге «Аль Бидая ван Нихая фит Тарих» (10/175) со словами (وهذا إسناد جيد حسن).
б) Роль иснада. Мы и ранее говорили, что роль иснада в таких вопросах не очень важна. Так как ученые передавали эту история в качестве довода, то они принимали возможность таких вещей. Это открыто указывает на то, что они это не считали свойственным только Аллаху Субханаху ва Таъаля. Поэтому нет надобности, расписывать страницами о слабости иснада, как начали делать в последнее время интернетные деятели, делая вид ученых мухаддисов, в то время когда их понимание религии не больше чем у бедуинов…
2. В случае с Умаром, радийаЛлаху анх, есть два момента связанных с нашей темой:
а) Всевышний показал ему расположение войск мусульман с такого дальнего расстояния. Это указывает на то, что возможно человеку увидеть вещи с далека, с дозволением и помощью Всевышнего, в качестве карамата.
б) Сарийа бин Зунайм и другие мусульмане услышали голос Умара буквально теми словами, которые он произнес и столько раз сколько он это сказал. Это указывает на то, что возможно человеку услышать с далека, с дозволением и помощью Всевышнего, в качестве карамата.
Теперь рассмотрим каково мнение Ибн Таймиййи по этому поводу. Допускает ли он слышание людей из далека? Или считает это свойственным только Аллаху Субханаху ва Таъаля?
Сказал Ахмад Ибн Таймийя (661-728 х/ 1263-1328 м) в своей книге «Аль Истигъаса фир Радди аляль Бакри» о нашей теме:
فلوْ قالَ قائلٌ: سؤالُ الغائبِ حيًا وميتًا كسؤالِ الشاهدِ, فإنَّ الأنبياءَ والأولياءَ يسمَعون خِطابَ الغائبِ البَعيدِ, ويسمَع أحدُهم خِطابَ الناسِ البَعيدينَ له.
قلنا: هذا مُحالٌ في العادةِ المعروفةِ, وإذا وقَع ذلك في بعضِ الصُّوَرِ كان مِن بابِ خَرْقِ العادةِ, والعادة قد تُخرَق بأن يسمَع الأدنى خِطابَ الأعلى, كما سمِع ساريةُ خِطابَ عُمَرَ: « يا ساريةُ الجبَلَ! يا ساريةُ الجبَلَ! »,
ويجوز خَرْقُ العادةِ بالعكْسِ, لكن إثبات هذا في حقِّ معيَّنٍ لا يكون إلا بحجّةٍ تدُلُّ على وُقوعِ ذلك في حقِّه
«Если скажет возражающий: «Просьба у отсутствующего - живой он или мертвый - как просить присутствующего, так как Пророки и авлия могут услышать обращение того, кто вдалеке. Один из них может услышать обращение к нему людей, которые в дали».
То мы (т.е Ибн Таймийя) ответим ему: «В обычных случаях это невозможно! Но когда это происходит в разных формах, то это из рода нарушения обычного (т.е. это сверхъестественное). Иногда бывает так, что обычное нарушается таким образом, что более низкий слышит обращение более высшего, как услышал Сарийа (бин Зунайм) обращение Умара: «О Сарийа к горе! О Сарийа к горе!».
Дозволено нарушение обычного в обратной форме (т.е. высший услышит более низкого). Но подтверждение этого, о каком то определенном человеке возможно только с доказательством, которое указывает на то, что такое с ним произошло»».
Источник: Ибн Таймийя: Аль Истигъаса фир Радди аляль Бакри: 1/150-151
Рияд: Даруль Ватан: 1417/1997
Сказал шафиитский ученый Иззуддин бин Абдис Салям (577-660 х/1181-1262 м) который известен, как «Сультануль Уляма» (Властитель Ученых) о нашем вопросе:
الضرْبُ الثاني: علومٌ إلهاميةٌ، يُكشَف بها عمَّا في القلُوب، فيرى أحدُهم بعينيْهِ مِن الغائبات ما لمْ تجرِ العادةُ برُؤيَتِه, ويسمَع بأُذْنيْه ما لمْ تجْرِ العادةُ بسَماعِ مثلِه, وكذلك شَمُّه ومَسُّه ولَمْسُه.
وكذلك يُدرِك بقلْبِه عُلومًا متعلِّقةً بالأكوانِ، وقد أُرِيَ إبراهيمُ مَلكوتَ السمواتِ والأرضِ، ومنهم مَن يرى الملائكةَ والشّياطينَ والبِلادَ النائيةَ، بل ينظُر إلى ما تحْتَ الثَّرَى، ومنهم مَن يرى السمواتِ وأفلاكَها وكَواكِبَها وشمْسَها وقمرَها على ما هي عليه، ومنهم مَن يرى اللوْحَ المحفوظَ ويقرَأُ ما فيه. وكذلك يسمَع صَرِيرَ الأقلامِ وأصْواتَ الملائكةِ والجانِّ، ويفهَم أحدُهم مَنْطِقَ الطَّيْرِ، فسبحانَ مَن أعَزَّهم وأدْناهم، وأَذَلَّ آخرِينَ وأقْصاهم، ومن يُهِنْ اللهُ فما له مِن مُكرِمٍ، إنَّ اللهَ يفعَل ما يَشاءَ
«Второй вид (наук которыми владеют Пророки и авлия): Науки связанные с внушением (ильхам). С помощью этих наук открывается то, что в сердцах, обладатель этой науки видит глазами скрытые вещи (гъайб) которых обычно нельзя увидеть, слышит с помощью своих ушей то, что обычно нельзя услышать. Так же его чувство запаха, трогание и ощущение (бывает сверхъестественным).
Так же он приобретет своим сердцем науки которые связанны со Вселенной. Было показано Ибрахиму (аляйхис салям) царство Небес и Земли.
Из этих людей (авлия) есть те, которые видят ангелов, шайтанов и далекие края, даже видят то, что под землей. Так же из них есть те, которые видят небо, его орбиты, звезды, солнце и луну в таком виде как они есть. Так же из них есть те, которые видят «Аль Лавхуль Махфуз» (Хранимая Скрижаль) и читают то что в нем. Так же слышат скрип пера, голос ангелов и джинов. Есть из них те, которые понимают язык птиц.
Пречист Тот, кто прославил их и приблизил, унизил и удалил других. Кого унизил Аллах, нет ему возвышающего. Воистину Аллах поступает так, как пожелает…».
Источник: Иззуддин бин Абдис Салям: Къаваидуль Ахкам фи Исляхиль Анам: 195-196
Даруль Къалям: 1421/2000
Скажем в качестве ответа тем людям, которые любят опровергать все, что против их «понимания» всякими методами, даже осмеливаясь говорить в адрес ученых «кто он такой вообще?».
Он, Иззуддин бин Абдис Салям, великий ученый который достиг уровня иджтихада, имам своего века (признанный авторитетным, даже Ибн Таймийей, к которому вы себя причисляете). Сказал Ибн Рифа:
ولا يختلِف اثنانِ: أنّ ابنَ عبدِ السلامِ وتلميذَه ابنَ دقيقِ العيدِ بلَغا رُتبةَ الاجتهاد
«Не станут спорить два человека в том, что Ибн Абдис Салям и его ученик Ибн Дакъикъ Аль Ид достигли иджтихада».
Источник: Тухфатуль Мухтадж: 10/109
Мактабатут Тиджарийя Аль Кубра
http://al-fatava.com/forums/index.php?showtopic=291