Ханафитский ученый Мулла Али Аль Къари (ум. 1014 х/1606 м) приводит в своей книге слова Имама Малика (93-179 х/715-796 м) по поводу суфизма:
عَنِ الْحَسَنِ قَالَ : الْعِلْمُ عِلْمَانِ : فَعِلْمٌ فِى الْقَلْبِ فَذَلِكَ الْعِلْمُ النَّافِعُ ، وَعِلْمٌ عَلَى اللِّسَانِ فَذَلِكَ حُجَّةُ اللَّهِ عَلَى ابْنِ آدَمَ
وقد يُحمل الأولُ على علْمِ الباطنِ , والثاني على علْمِ الظاهرِ , لكن فيه أنه لا يتحقَّق شيءٌ مِن علْم الباطنِ إلا بعد التحققِ بإصلاح الظاهرِ كما أن علْمَ الظاهرِ لا يتِمُّ إلا بإصلاحِ الباطنِ .
ولذا قال الإمام مالك : مَن تفقَّهَ ولم يتصوَّفْ فقد تفسَّقَ , ومَن تصوَّف ولم يتفقَّهْ فقد تزنْدَقَ , ومَن جمَع بيْنهما فقد تحقَّق
«Передали от Хасана Аль Басри, что он сказал:
"Наука двух видов: Наука в сердце, и это наука полезная. Наука в языке, и эта наука довод Аллаха против сынов Адама".
Шарх Мулла Али Аль Къари: ...объяснено это таким образом, что первый вид наук (наука в сердце) - это наука о скрытом/ильмуль батын, второй вид (наука в языке) - это наука об очевидном/ильмуз захир. Однако, не осуществится ничего из ильмуль батын, пока не осуществится исправление захира, подобно тому как ильмуль захир не будет совершенным пока не исправиться батын.
И по этому поводу сказал Имам Малик:
"Кто изучит фикх[1] и не станет изучать тасаввуф - тот будет грешником. Тот, кто изучит тасаввуф и оставит изучение фикха - тот будет зиндиком. А тот, кто воплотит в себе фикх и тасаввуф - тот, действительно, приобретет Истину"».
Источник: Мулла Али Аль Къари: Миркъатуль Мафатих Шарху Мишкатуль Масабих: 1/478 (Хадис: 270)
Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1422/2001 [1]. Очевидно здесь под словом Фикх имеется в виду не только Фикх в обычном виде, иначе возникает вопрос - а как же изучение Акиды? Ответом на это является, то что у ученых прошлого в терминологии было принято называть обычный Фикх - Фикхуль Асгъар (малый фикх), а Акиду - Фикхуль Акбар (большой фикх). Примером чему является известная книга Имама Абу Ханифы по Акиде - «Аль Фикхуль Акбар». Так же и у Имама Шафии есть книга по Акиде с таким же названием «Аль Фикхуль Акбар»