Feb 23, 2012 16:01
Когда собрания для мавлида и зикра становятся запретными?
Спросили у шафиитского имама Ибн Хаджара аль-Хайтами аль-Макки (909-974 х/1504-1567 м), да сделает Аллах его знания полезными для нас, о положении мавлидов и зикров, которые совершают многие люди в наше время. Тут возникают следущие вопросы:
وسئل نفع الله به: عن حكم الموالد والأذكار التي يفعلها كثير من الناس في هذا الزمان هل هي سنة أم فضيلة أم بدعة؟ فإن قلتم إنها فضيلة فهل ورد في فضلها أثر عن السلف أو شيء من الأخبار، وهل الاجتماع للبدعة المباح جائز أم لا؟ وهل إذا كان يحصل بسببها أو سبب صلاة التراويح اختلاط واجتماع بين النساء والرجال ويحصل مع ذلك مؤانسة ومحادثة ومعاطاة غير مرضية شرعا، وقاعدة الشرع مهما رجحت المفسدة حرمت المصلحة، وصلاة التراويح سنة، ويحصل بسببها هذه الأسباب المذكورة فهل يمنع الناس من فعلها أم لا يضر ذلك؟
Является ли эти собрания сунной, хорошим поступком, или же они являются новшеством? Если предположить, что это хороший поступок, было ли передано об их достоинствах что-нибудь в хадисах или в словах праведных предшественников (салафов)? Или же это новшество, и можно или нет собираться по причине дозволенного новшества? Если по причине мавлидов и зикра происходит смешивание и встреча мужчин и женщин, происходит беседа и взаимные подарки, которые противоречат Шариату, ведь и намаз таравих желателен, то можно ли запрещать людям их проведение, учитывая положение Шариата: «Если неблаговидное преобладает, над общим благом (маслахатом), то маслахат запретен», или же это не вредит?
Он ответил:
فأجاب بقوله: الموالد والأذكار التي تفعل عندنا أكثرها مشتمل على خير، كصدقة، وذكر، وصلاة وسلام على رسول الله صلى الله عليه وسلم ومدحه، وعلى شر بل شرور لو لم يكن منها إلا رؤية النساء للرجال الأجانب، وبعضها ليس فيها شر لكنه قليل نادر، ولا شك أن القسم الأول ممنوع للقاعدة المشهورة المقررة أن درء المفاسد مقدم على جلب المصالح، فمن علم وقوع شيء من الشر فيما يفعله من ذلك فهو عاص آثم، وبفرض أنه عمل في ذلك خيرا، فربما خيره لا يساوي شره ألا ترى أن الشارع صلى الله عليه وسلم اكتفى من الخير بما تيسر وفطم عن جميع أنواع الشر حيث قال: «إذا أمرتكم بأمر فأتوا منه ما استطعتم، وإذا نهيتكم عن شيء فاجتنبوه» فتأمله تعلم ما قررته من أن الشر وإن قل لا يرخص في شيء منه، والخير يكتفى منه بما تيسر. والقسم الثاني سنة تشمله الأحاديث الواردة في الأذكار المخصوصة والعامة.
كقوله صلى الله عليه وسلم: «لا يقعد قوم يذكرون الله تعالى إلا حفتهم الملائكة، وغشيتهم الرحمة، ونزلت عليهم السكينة، وذكرهم الله تعالى فيمن عنده» رواه مسلم.
وروى أيضا أنه صلى الله عليه وسلم قال لقوم جلسوا يذكرون الله تعالى ويحمدونه على أن هداهم للإسلام «أتاني جبريل عليه الصلاة والسلام فأخبرني أن الله تعالى يباهي بكم الملائكة» وفي الحديثين أوضح دليل على فضل الاجتماع على الخير والجلوس له، وأن الجالسين على خير كذلك، يباهي الله بهم الملائكة، وتنزل عليهم السكينة وتغشاهم الرحمة، ويذكرهم الله تعالى بالثناء عليهم بين الملائكة فأي فضائل أجل من هذه؟
«В большинстве мавлидов и зикров, которые совершают у нас имеется благо - раздача милостыни, чтение зикра, благословение и приветствие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его восхваление. Также в этих собраниях присутствуют дурные поступки. Даже если из вышеперечисленных не было бы ничего, кроме взглядов посторонними мужчинами на женщин, [то этого было бы достаточно, чтобы считать эти собрания запретными]. В некоторых из них нет ничего дурного, но очень редко.
И нет сомнения в том, что первая категория (те собрания, в которых происходит смешение мужчин и женщин) запрещена из-за известного, установленного правила: «Устранение дурных поступков предпочтительней совершения благих дел». Кто знает, что будут совершаться плохие поступки в том, что он проводит, он будет ослушавшимся, грешником, даже если предположить, что он совершил при этом хороший поступок. Ведь иногда хороший поступок не перевесит его плохие поступки. Разве вы не видите, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ограничивался в хорошем тем, что удается, и отдалялся от всех видов зла, так как сказал: «Когда я повелеваю что либо, совершайте то, что можете, а когда я запрещаю что- либо, отдаляйтесь от него». Поразмыслив над этим, становится понятным то, что я сказал: дурные поступки, как бы их мало не было, не разрешено их совершать, а из благих дел совершают то, что удается.
А вторая категория (те собрания, в которых нет плохих поступков) является Сунной, на что указывают переданные хадисы на счет особого и общего зикра. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не сядет группа людей для поминания Аллаха, не иначе как ангелы их окружат, покроет их милость Всевышнего, снизойдет на них спокойствие и Аллах расскажет о них своим ангелам». (Передал Муслим)
Также передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал группе людей, которые сидели, поминая Аллаха и восхваляя Его за то, что Всевышний наставил их: «Ко мне пришел Джибриль и рассказал, что Всевышний Аллах гордится вами перед ангелами». (передал Муслим) В этих обоих хадисах имеется явное доказательство на превосходство собрания и сидения для совершения благих дел, и доказательство того, что Всевышний Аллах гордится перед ангелами теми, кто собирается для совершения благих дел, и на то, что ниспосылается на них спокойствие, накрывает их милость и Аллах рассказывает о них ангелам, и восхваляет их. Какое еще превосходство превыше этого?».
[Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-Фатава аль-Хадисийя», стр. 320]
Ибн Хаджар аль-Хайтами,
мавлид