Был спрошен шейх аль-Хабиб Умар ибн Хафиз аль-Хашими аль-Хусайни:
توجد عائلة تتكون من والدة وأخوات وليس لهم محرم ، ويحتاجون للسفر من حين لآخر، فهل لهم التنقل بدون محرم ؟
Имеется семья, состоящая из матери и сестер, у которых нет близкого родственника (махрам), и они время от времени нуждаются в поездке. Можно ли им путешествовать без махрама?
إذا علمنا أن الأصل ما جاء في النص وهو حديث المصطفى صلى الله عليه وآله وسلم ( لا يحل لامرأة تؤمن بالله واليوم الآخر أن تسافر مسيرة ثلاثة أيام ) وفي رواية ( مسيرة يوم وليلة إلا ومعها زوج أو ذو محرم ) وعلمنا أيضاً ما قال الفقهاء فيمن أرادت الحج ولم تحصل محرما معها أنه لا تكون مستطيعة إلا إذا وجدت نسوة ثقات، وعلى هذا نقول إن المعتمد المقرر في مذهب الشافعية أنه لا يجوز السفر إلا لفريضة الحج - لا لتطوع الحج - مع وجود جماعة من النساء الثقات، أما لغير ذلك فلا بد من وجود الزوج أو المحرم، وبعد ذلك يأتي الاختلاف وبعض الأقوال عند الشافعية وغيرهم أنه إن أمِنت الفتنة، ومع جماعة من النساء الثقات يجوز أيضاً لغير الحج وهو قول عند الشافعية وهو أيضاً في بعض المذاهب، والحنفية لا يحرمون السفر إلا إن كان مسيرة ثلاثة أيام ..
إذا علمنا هذا فالمحتاط لدينه من النساء لا تسافر لغير ضرورة إلا مع الزوج أو المحرم والذي احتاج لضرورة من الضرورات فإن اجتهادات العلماء تحمل في مثل هذا الجانب بتلك الضوابط لا أن تسافر وحدها، ولا من غير نسوة، ولا حيث تتوقع أن تحصل بها أو عليها الفتنة، ولكن مع وجود النسوة الثقات ومع وجود المَحرم المودِّع والمَحرم المستقبل كذلك، كما يحصل في الطائرات أحياناً فإن الأمر لأجل الحاجة يمكن أن تفيد هذه الأقوال أصحابه سعةً في الشريعة.
والمحتاط لدينه دائماً يفعل الأحوط فلا ترضى أن تسافر ولو مع مجموعة من النساء خصوصاً سفراً طويلاً وخصوصاً المجمع عليه وهو الذي يصل إلى مسيرة ثلاثة أيام فهذا مجمَع على أنه لا يجوز السفر فيه إلا مع محرم أو زوج كما صح في الحديث عنه صلى الله وسلم وبارك عليه وعلى آله ثم جاءت القياسات مع وجود النسوة الثقات ونظر المجتهدين في ذلك.
Мы знаем, что основой этого является то, что передано в Коране и Сунне, и это хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Не разрешается женщине, которая уверует в Аллаха и в Судный день, путешествовать на расстояние трехдневной ходьбы (в другом хадисе сказано на расстояние суток) без мужа или близкого родственника (махрам)». И мы также знаем то, что сказали ученые-богословы на счет женщины, захотевшей поехать в хадж, у которой нет махрама, что ей не разрешается ехать, кроме как с надёжными женщинами. Согласно этому, мы говорим, что установленное и основополагающее мнение - это дозволенность поехать для совершения обязательного хаджа с наличием группы из числа надёжных женщин, но не для добровольного хаджа. А что касается остальных путешествий, то наличие мужа или близкого родственника (махрам) необходимо.
А далее идут разногласия: некоторые ученые шафиитского мазхаба и других мазхабов сказали, что, если нет опасности смуты, можно ехать с группой надёжных женщин не только на хадж. А ханафиты же говорят, что путешествие является запрещенным, если расстояние составляет трехсуточный путь.
В конечном счете, самое безопасное для женщины - это не путешествовать без необходимости, кроме как с мужем или близким родственником (махарам). Ученые выносят эти решения не для того, чтобы женщина путешествовала в одиночку, и не для того, чтобы она путешествовала без сопровождения надёжных женщин, и не для того, чтобы она попала в фитну, а для того, чтобы она путешествовала в сопровождении надёжных женщин и махрама, провожающего и встречающего ее, как это случается с некоторыми, путешествующими на самолетах.
Самое безопасное для нее - всегда поступать умеренно, не путешествовать даже с группой из женщин на далекое расстояния, особенно на расстояние, в котором единогласны ученые [в том, что нельзя путешествовать без махрама], и это расстояние трехдневной ходьбы. Это расстояние, на котором единогласны ученые, в том, что не разрешается путешествовать без махрама или мужа, как это сказано в хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха), затем появились аналогии (кияс) и мнения муджтахидов о дозволенности путешествия с наличием доверенных женщин.
Источник:
http://islamshariat.ru/index.php/archives/700