Вопрос:
Обращение, зарегистрированное под номером 866 от 2005 года, содержит следующий вопрос:
«Когда человек кается и возвращается к вере, снимается ли с него обязанность восполнить несовершенные обязательные молитвы? И будет ли с него спрошено за них? Мы спросили шейха Юсуфа аль-Карадави через интернет, и получили ответ, что пропущенные молитвы нужно восполнить, а это невозможно сделать. Как решить эту проблему?».
لســــؤال
اطلعنا على الطلب المقيد برقم 866 لسنة 2005م المتضمن
عندما يتوب الإنسان إلى ربه هل تُمحى صلواته التي لم يصلها من قبل؟ وهل تُحسب عليه؟ وقد قمنا بسؤال الدكتور/ يوسف القرضاوي على الإنترنت فصرح بأنه يجب تعويض الصلاة الفائتة، وهذا غير ممكن، فما هو الحل؟
الـجـــواب
فضيلة الأستاذ الدكتور علي جمعة محمد
يجب قضاء الصلوات الفائتة باتفاق الأئمة الأربعة؛ لقول النبي صلى الله عليه وآله وسلم: ((اقْضُوا اللَّهَ، فَإِنَّ اللَّهَ أَحَقُّ بِالْوَفَاءِ)) رواه الْبُخَارِيُّ من حديث عبد الله بن عباس رضي الله عنهما، وقوله صلى الله عليه وآله وسلم: ((مَنْ نَسِيَ صَلَاةً فَلْيُصَلِّ إِذَا ذَكَرَهَا، لا كَفَّارَةَ لَهَا إِلا ذَلِكَ)) متفق عليه من حديث أنس بن مالك رضي الله عنه، وإذا وجب القضاء على الناسي -مع سقوط الإثم ورفع الحرج عنه- فالعامد أَوْلَى، وهذا من باب التنبيه بالأدنى على الأعلى، قال الإمام النووي رحمه الله في شرح صحيح مسلم: "وشذ بعض أهل الظاهر فقال: لا يجب قضاء الفائتة بغير عذر، وزعم أنها أعظم من أن يخرج من وبال معصيتها بالقضاء، وهذا خطأ من قائله وجهالة. والله أعلم". اهـ.
فعلى من فاتته الصلاة مدة من الزمن قليلة كانت أو كثيرة أن يتوب إلى الله تعالى ويشرع في قضاء ما فاته من الصلوات، وليجعل مع كل صلاة يؤديها صلاةً من جنسها يقضيها، وله أن يكتفي بذلك عن السنن الرواتب؛ فإن ثواب الفريضة أعظم من ثواب النافلة، وقد أشار النبي صلى الله عليه وآله وسلم إلى أفضلية قضاء الفائتة مع مثيلتها المؤداة من جنسها في قوله صلى الله عليه وآله وسلم: ((مَنْ أَدْرَكَ مِنْكُمْ صَلَاةَ الْغَدَاةِ مِنْ غَدٍ صَالِحًا فَلْيَقْضِ مَعَهَا مِثْلَهَا)) رواه أبو داود من حديث أبي قتادة الأنصاري رضي الله عنه، قال الخطَّابي: "ويُشْبِهُ أن يكون الأمر فيه للاستحباب؛ ليحوز فضيلة الوقت في القضاء". اهـ، وليستمر الإنسان على ذلك مدة من الزمن توازي المدة التي ترك فيها الصلاة حتى يغلب على ظنه أنه قضى ما فاته، فإن عاجلته المنية قبل أن يستوفي قضاء ما عليه فإن الله يعفو عنه بمنه وكرمه إن شاء الله تعالى. والله سبحانه وتعالى أعلم.
Отвечает уважаемый муфтий, Шейх Али Джумъа Мухаммад
Ответ:
Согласно единодушному мнению четырех имамов (имамы мазхабов), пропущенные молитвы нужно обязательно восполнять, потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего), сказал: «Отдавайте долг Аллаху, поистине долг Аллаха более обязателен для исполнения». Хадис рассказал аль-Бухари от Абдуллаха ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Всевышний).
Еще Пророк (мир ему), сказал: «Если кто-нибудь забудет о молитве, пусть помолится, когда вспомнит о ней. Нет ей иного искупления, кроме этого». Хадис рассказали аль-Бухари и Муслим со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах). И если оставивший молитву из-за забывчивости обязан восполнить ее, несмотря на то, что на нем нет греха, то оставивший ее преднамеренно тем более обязан это сделать. В этом хадисе содержится указание на то, что законоположение, касающееся меньшего, распространяется и на большее.
Имам ан-Навави (милость Аллаха ему) сказал в комментариях к «Сахиху» Муслима»: «Отдельные последователи захиритского мазхаба утверждают, что пропущенную без причины молитву не нужно возмещать. Они считают этот грех до того великим, что одним возмещением его не искупить. Это ошибка и невежество. Аллаху же известно лучше».
Поэтому тот, у кого остались пропущенными молитвы за какой-либо период времени - малый или большой - должен покаяться перед Всевышним и начать восполнять эти молитвы, совершая с каждой обязательной молитвой еще одну такую же для возмещения. Следует отдавать приоритет возмещению молитв перед совершением дополнительных (сунна), так как вознаграждение за обязательную молитву больше вознаграждения за дополнительную.
Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) также указал на то, что возмещаемую молитву лучше совершать вместе с подобной ей молитвой, сказав: «Тот, кто застигнет из вас завтра утреннюю молитву в свое время, пусть восполнит вместе с ней такую же пропущенную молитву». Хадис рассказан Абу Давудом от Абу Катады аль-Ансари (да будет доволен им Аллах). Имам аль-Хаттаби указал, что «это не приказ, а пожелание. [В заботе о том], чтобы [молящемуся] досталось также и достоинство времени возмещения молитвы».
Человеку следует продолжать возмещать молитвы период времени, примерно равный тому, в который он пропускал их, пока он не будет уверенным в том, что отдал долг. Если же его постигнет смерть, прежде чем он успеет восполнить все пропущенные молитвы, Всевышний простит его по Своей милости и щедрости, если пожелает. Однако Ему - Свят Он и Велик - известно об этом лучше!
Источник:
http://www.dar-alifta.org