Aug 06, 2014 15:11
За ответом обратимся к Шейхуль Исламу Имаму Ан-Навави, да смилуется над ним Аллах.
وَلِلْمُحْدِثِ الْمُكْثُ فِي الْمَسْجِدِ. قُلْتُ: وَكَذَا النَّوْمُ بِلَا كَرَاهَةٍ. وَاللَّهُ أَعْلَمُ. وَتَقَدَّمَ حُكْمُ مُكْثِ الْجُنُبِ وَالْحَائِضِ وَعُبُورِهِمَا. وَهَذَا فِي حَقِّ الْمُسْلِمِ، أَمَّا الْكَافِرُ فَلَا يُمَكَّنُ مِنْ دُخُولِ حَرَمِ مَكَّةَ بِحَالٍ، سَوَاءٌ مَسَاجِدُهُ وَغَيْرُهَا. وَلَهُ دُخُولُ مَسَاجِدِ غَيْرِ الْحَرَمِ بِإِذْنِ مُسْلِمٍ. وَلَيْسَ لَهُ دُخُولُهَا بِغَيْرِ إِذْنٍ عَلَى الصَّحِيحِ. فَإِنْ فَعَلَهُ عُزِّرَ. قَالَ فِي (التَّهْذِيبِ) : لَوْ جَلَسَ فِيهِ الْحَاكِمُ لِلْحُكْمِ، فَلِلذِّمِّيِّ دُخُولُهُ لِلْمُحَاكَمَةِ بِغَيْرِ إِذْنٍ، وَيُنَزَّلُ جُلُوسُهُ مَنْزِلَةَ إِذْنِهِ. وَإِذَا اسْتَأْذَنَ لِنَوْمٍ أَوْ أَكْلٍ، فَيَنْبَغِي أَنْ لَا يَأْذَنَ لَهُ. وَإِنِ اسْتَأْذَنَ لِسَمَاعِ قُرْآنٍ أَوْ عِلْمٍ أَذِنَ لَهُ رَجَاءَ إِسْلَامِهِ. هَذَا كُلُّهُ إِذَا لَمْ يَكُنْ جُنُبًا، فَإِنْ كَانَ فَهَلْ يُمْنَعُ مِنَ الْمُكْثِ؟ وَجْهَانِ. أَصَحُّهُمَا: لَا. وَالْكَافِرَةُ الْحَائِضَةُ تُمْنَعُ حَيْثُ تُمْنَعُ الْمُسْلِمَةُ، وَكَذَا الصِّبْيَانُ وَالْمَجَانِينُ يُمْنَعُونَ مِنْ دُخُولِهِ
Неимеющему малое омовение дозволено находиться в мечети.
Я (Имам Ан-Навави) скажу: также дозволено спать в мечети без нежелательности в этом, а Аллах знает лучше! Мы разъяснили ранее решение о пребывании в мечети без полного омовения и женщины в состоянии менструации, также прохождение ими через мечеть.
Все вышеперечисленные хукмы касаются мусульманина, а что касается неверного, то ему не разрешается и препятствуется вхождение на територию Харама в Мекке, будь то это территория мечети в Хараме либо территория вне ее. Неверному дозволяется вхождение в иные мечети, помимо Харама, с разрешения мусульман и не дозволенно ему вхождение без такого разрешения, согласно достоверному мнению. Если он зайдет без разрешение, то его наказывают (та'зир).
Сказано в "Ат-Тахзиб": "Если сядет судья в мечети для вынесения решения, то зиммию дозволено входить для судебного разбирательства без разрешения и его сидение (судьи) предусматривается как разрешение на вход". Если он попросит разрешение поспать в мечети либо поесть в ней, то ему необходимо отказать, а если он попросит разрешение войти в мечеть с целью послушать Коран либо шариатские знания, то ему разрешают, надеясь на то, что это послужит причиной принятия им Ислама.
Это касается случая, если он не будет находиться в состоянии полного осквернения (джанаба), если же он будет в таком состоянии, то возникает вопрос: необходимо ли ему запретить нахождение в мечети или нет? Относительно этого вопроса есть два мнения и достоверное из них, что не запрещают.
Женщине немусульманке, находящейся в состоянии менструации, запрещено находиться в мечети так же, как это запрещено мусульманке, так же необходимо препятсововать вхождению в мечеть маленьким детям и умолишенным.
[Равдату Ат-Талибин]
Имам ан-Навави,
фикх,
мечети,
Равдату Ат-Талибин,
шафиитский мазхаб