Oct 14, 2013 21:06
Сказал шафиитский ученый Зайнуддин аль-Малибари в книге «Фатхуль му’ин»:
Желательно совершать намаз, встав перед чем-либо, например, перед стеной или столбом либо перед каждой вещью, возвышающейся из земли, высотой в 2/3 локтя либо выше и отдаленностью от пяток молящегося в три локтя либо меньше. Если это затруднительно, то совершает намаз перед тростью либо перед чем-либо другим, воткнутым в землю. Если и это затруднительно, то расстилает коврик, если нет, то чертит спереди линию в три локтя вдоль либо поперек, вдоль (сбоку от себя) чертить предпочтительней, следуя хадису, переданному Абу Давудом:
«Если кто-либо из вас вознамерится совершить намаз, то пусть совершит его перед чем-нибудь, если ничего не найдет, то пусть воткнет [в землю] трость, а если же не будет у него трости, то пусть начертит линию и тогда не повредит ему, если кто-то пройдет перед ним».
Провели аналогию с линией коврик и упомянули его (коврик) раньше потому, что он более очевиден для достижения цели [установления сутры].
Вышеперечисленная последовательность является му’тамад, противоположно тому, что утверждал Ибн Мукри.
Если, оставив более достойную сутру, имея возможность встать перед ней, выбрать менее достойную, то, в таком случае, считается, что сутры нет вовсе.
Является сунной не ставить сутру прямо напротив лица, а ставить немного правее или левее. Каждый ряд является сутрой для тех, кто стоит в следующем ряду, если они стоят близко друг к другу. Сказал аль-Багави: «Сутра имама является сутрой для тех, кто стоит позади него».
Если будет выбор между сутрой, нахождением близко к имаму и стояние в первом ряду, то, согласно словам нашего Шейха [Ибн Хаджара аль-Хайтами], каждый из трех вариантов возможен, но очевидно из сказанного о том, что предпочтительней первый ряд в мечети Пророка, мир ему и благословение, даже если вне мечети будет место, в котором увеличивается вознаграждение, предпочитают первый ряд [и в других местах].
Если совершается намаза перед сутрой, является сунной для совершающего намаз и для других оттолкнуть того, кто проходит между совершающим намаз и сутрой, для которой были соблюдены [вышеперечисленные] условия, а тот, кто проходит, совершает этим несправедливость, в том случае, если он является мукалляфом.
Является харамом проходить между сутрой и совершающим намаз перед ней, в то время, когда является сунной оттолкнуть проходящего [из-за соблюдения условий сутры], даже если проходящий не находит иного пути пройти, кроме случая, если совершающий намаз проявил халатность, совершая намаз на дороге или в ряду, имея возможность совершить его где-нибудь впереди, то, в таком случае, тот, кто проходит, имеет право пройти, разрушая ряды, даже если их много, до тех пор, пока не достигнет своей цели.
( وندب ) لمصل ( توجه لنحو جدار ) أو عمود من كل شاخص طول ارتفاعه ثلثا ذراع فأكثر
وما بينه وبين عقب المصلي ثلاثة أذرع فأقل ثم إن عجز عنه ( ف ) لنحو ( عصا مغروزة ) كمتاع ( ف ) إن لم يجده ندب ( بسط مصلى ) كسجادة ثم إن عجز عنه خط أمامه خطا في ثلاثة أذرع عرضا أو طولا وهو أولى لخبر أبي داود إذا صلى أحدكم فليجعل أمام وجهه شيئا فإن لم يجد فلينصب عصا فإن لم يكن معه عصا فليخط خطا ثم لا يضره ما مر أمامه
وقيس بالخط المصلى وقدم على الخط لأنه أظهر في المراد
والترتيب المذكور هو المعتمد خلافا لما يوهمه كلام ابن المقري
فمتى عدل عن رتبة إلى ما دونها مع القدرة عليها كانت كالعدم
ويسن أن لا يجعل السترة تلقاء وجهه بل عن يمينه أو يساره وكل صف سترة لمن خلفه إن قرب منه
قال البغوي سترة الإمام سترة من خلفه انتهى
ولو تعارضت السترة والقرب من الإمام أو الصف الأول فما الذي يقدم قال شيخنا كل محتمل وظاهر قولهم يقدم الصف الأول في مسجده صلى الله عليه وسلم وإن كان خارج مسجده المختص بالمضاعفة تقديم نحو الصف الأول انتهى
وإذا صلى إلى شيء منها فيسن له ولغيره دفع مار بينه وبين السترة المستوفية للشروط وقد تعدى بمروره لكونه مكلفا
ويحرم المرور بينه وبين السترة حين يسن له الدفع وإن لم يجد المار سبيلا ما لم يقصر بوقوف في طريق أو في صف مع فرجة في صف آخر بين يديه فلداخل خرق الصفوف وإن كثرت حتى يسدها
[Зайнуддин Малибари, «Фатхуль Муин»]
Фатхуль Му'ин,
Зайнуддин аль-Малибари,
сутра,
фикх,
шафиитский мазхаб